План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Хоккейный клуб
Версия для печати

«О состоянии законности в сфере муниципального нормотворчества в первом полугодии 2011 года»

01.08.2011

Органами прокуратуры области на постоянной основе осуществляется надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В первом полугодии 2011 года горрайпрокурорами оспорено 277 нормативных правовых актов органов местного самоуправления. По инициативе прокуроров в соответствие с требованиями федерального законодательства приведены положения 475 нормативных правовых актов (в том числе 284 – по актам прокурорского реагирования, внесенным в 2010 году). Органами местного самоуправления удовлетворено 463 протеста (265 – из принесенных в 2010 году), судами области удовлетворено 22 заявления прокуроров (19 – из направленных в 2010 году).

В текущем году в связи с изменениями федерального законодательства оспорены положения 44 уставов муниципальных образований. В соответствие с требованиями закона в текущем году приведены положения 268 уставов (в том числе 242 – из оспоренных в 2010 году): удовлетворено 272 протеста, 6 заявлений в судебном порядке.

Таким образом, за отчетный период основную часть приведенных в соответствие с законодательством нормативных правовых актов составили уставы. Подобная ситуация вызвана тем, что в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации во второй половине 2010 года, прокурорами городов и районов в декабре 2010 года оспорены положения более 250 уставов муниципальных образований.

Основные нарушения, выявленные в нормативных правовых актах, относятся к сферам бюджетного, налогового законодательства, а также к сфере жилищно-коммунального хозяйства при установлении и введении в действие тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утверждении нормативов предоставления коммунальных услуг, управлении многоквартирными домами.

Прокуратурой города Челябинска опротестовано Постановление главы города Челябинска, которым создана межведомственная комиссия по проверке деятельности управляющих организаций и лиц, уполномоченных на управление многоквартирными домами; утверждено Положение о Комиссии и график работы Комиссии.

Полномочия администрации по проведению проверок соответствия содержания жилых помещений и придомовых территорий возможны в рамках контроля за исполнением договоров управления многоквартирными домами, стороной по которым выступает муниципальное образование, собственник имущества, а также в рамках полномочий, предусмотренных для публичных образований п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопреки указанным требованиям, к полномочиям межведомственной комиссии по проверке деятельности управляющих организаций и лиц, уполномоченных на управление многоквартирными домами собственниками помещений, отнесены: проверка соответствия требованиям жилищного законодательства процедуры выбора собственниками помещений многоквартирных домов способа управления своими домами, в том числе, установление легитимности результатов выбора управляющих организаций и юридических лиц, уполномоченных на управление многоквартирными домами собственниками помещений (далее - жилищных организаций); проверка соответствия требованиям действующего законодательства договоров, заключенных жилищными организациями с собственниками помещений многоквартирных домов; проверка технического состояния жилищного фонда, находящегося в управлении жилищных организаций; проверка соблюдения жилищными организациями требований действующего законодательства при осуществлении деятельности по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда, переданного им в управление; установление наличия у жилищных организаций диспетчерской и аварийной служб, проверка их работы; контроль за осуществлением деятельности жилищных организаций по подготовке к отопительному сезону; проверка правильности начисления жилищными организациями платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе - оформления платежных документов.

Наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления является коррупциогенным фактором в соответствии с подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

По результатам рассмотрения протеста прокурора города незаконный акт отменен.

В редких случаях органами местного самоуправления при принятии нормативных актов допускается нарушение норм, регламентирующих порядок размещения муниципального заказа, полномочий муниципальных образований в сфере благоустройства и антитеррористической деятельности. В текущем году установлены единичные факты принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.

Постановлением администрации Верхнеуральского муниципального района от 17.03.2011 № 212 утвержден Порядок взаимодействия муниципальных заказчиков и уполномоченного органа по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Верхнеуральского муниципального района. Вопреки требованиям п.5 ч.2 ст.55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» срок уведомления органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в случае размещения заказа у единственного поставщика, увеличен до трех дней. Прокурором района 19.05.2011 постановление в указанной части опротестовано. Постановлением от 20.05.2011 №446 нормативный правовой акт приведен в соответствие с федеральным законодательством.

В нарушение требований ст. 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», п. 21 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 №149, Постановлением администрации Еманжелинского городского поселения от 31.03.2011 №28 ограничено движение по автомобильным дорогам общего пользования Еманжелинского городского поселения механическим транспортным средствам и транспортным средствам с разрешенной максимальной массой более 11 тонн с 04.04.2011 до полного просыхания земляного полотна, на 45 суток. В соответствии с федеральным законодательством срок не должен превышать 30 суток. По протесту прокурора г. Еманжелинска от 06.04.2011 постановлением администрации от 11.04.2011 №51 в незаконный акт внесены изменения.

По своему характеру значительная часть допускаемых органами местного самоуправления нарушений в сфере муниципального нормотворчества связана с превышением предоставленных полномочий, выходом за пределы компетенции органа местного самоуправления, неправильным применением органами местного самоуправления положений федерального и регионального законодательства.

В отчетном периоде прокурорами выявлялись пробелы в сфере муниципального нормотворчества, ставился вопрос об их устранении.

Так, в связи с выявленными пробелами в муниципальной правовой базе прокурором города Челябинска Главе администрации 11.05.2011 внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и устранении пробелов в нормотворчестве. По результатам рассмотрения представления принято постановление Администрации города Челябинска от 08.06.2011 № 109-п «Об утверждении Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах города Челябинска», позволяющее реализовать полномочия по решению вопросов местного значения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Челябинска.

Прокуроры принимают непосредственное участие и в работе с проектами нормативных правовых актов. В первом полугодии 2011 года подготовлено 1401 заключение на проекты нормативных правовых актов, из них 105 заключений (замечаний, предложений) о несоответствии проектов нормативных правовых актов требованиям федерального законодательства. В 2011 году количество отрицательных заключений незначительно снизилось, что, в том числе свидетельствует о повышении качества проработки проектов нормативных правовых актов как самостоятельно органами местного самоуправления, так и на заседаниях рабочих групп с участием представителей прокуратуры.

Например, прокуратурой Уйского района предотвращено принятие незаконного нормативного правового акта. Проект решения Совета депутатов Уйского сельского поселения предусматривал увеличение тарифов на услуги водоотведения на территории Уйского сельского поселения с 01.06.2011 до 13, 57 руб./м.куб. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может составлять менее одного года. По результатам изучения проекта в представительный орган местного самоуправления направлено замечание о несоответствии проекта решения федеральному и региональному законодательству. Вопрос снят с повестки заседания Совета депутатов Уйского сельского поселения.

Прокуратурой Ленинского района г. Магнитогорска в представительный орган местного самоуправления направлено замечание на проект решения «О внесении изменений в Положение об условиях и размерах оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений», поскольку предлагаемая редакция нарушала права педагогических работников, приступивших к работе не позднее 1 октября после окончания очного отделения образовательного учреждения среднего или высшего профессионального образования в части получения единовременной помощи. Кроме того, проект предусматривал возможность отмены выплат молодым специалистам или частичное их снижение в случаях отсутствия финансирования из областного и местного бюджетов, что не предусмотрено Областной целевой программой реализации национального проекта «Образование», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 №298-п с последующими изменениям и дополнениями.

Надзор за законностью муниципальных нормативных правовых актов остается в числе приоритетных направлений прокурорской деятельности.
 

Архив материалов