Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
В практике прокурорского надзора возникают ситуации, когда органы местного самоуправления не принимают своевременно мер по исполнению судебных решений, которыми принятые ими нормативные правовые акты признаны противоречащими федеральному законодательству.
Подобная ситуация связана, в том числе, и с неправильным пониманием положений федерального законодательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нормативным актом юридической силы возможна лишь в результате признания его неконституционным. Такое решение, вынесенное в порядке конституционного судопроизводства, действует непосредственно, и потому отмена не соответствующего Конституции Российской Федерации закона органом, его принявшим, не требуется, так как этот закон считается отмененным, т.е. недействительным, с момента оглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт органа местного самоуправления признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Лишение же акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт.
Таким образом, в случае признания судом нормативного акта противоречащим закону на орган местного самоуправления возлагается обязанность по приведению указанного акта в соответствие с законодательством посредством его отмены либо внесения в него изменений.
Статьями 73, 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены основания для ответственности представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством. К числу таких оснований отнесено, в том числе непринятие представительным органом в течение трех месяцев, а главой муниципального образования и главой местной администрации – в течение двух месяцев, мер по приведению нормативного правового акта, признанного судом противоречащим закону, в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В этом случае представительный орган муниципального образования может быть распущен законом области, а глава муниципального образования и глава местной администрации – отрешены от должности.