План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Хоккейный клуб
Версия для печати

Основные нововведения в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок работ и услуг в области строительства, ремонта, реконструкции в 2017 году

18.12.2017

Разъясняет и.о. начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Потапченко Алексей Евгеньевич

Федеральным законом от 03.07.2016 № 314-ФЗ в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) введена статья 110.2, устанавливающая особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Внесение данных изменений в законодательство о контрактной системе произведено одновременно с существенной корректировкой норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ.

По замыслу законодателя с 01.07.2017 подтверждение права на осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства путем предъявления свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к определенному виду или видам работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства - не допускается!Иными словами – свидетельства о допуске СРО отменены!

Взамен таких свидетельствгосударственный или муниципальный заказчик при формулировании требований к участнику закупки в документации должен требовать ВЫПИСКУ из реестра членов СРО по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 (или копию такой выписки), действительную в течение 1 месяца с даты выдачи.

Следует помнить, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, заключенным с застройщиком или техническим заказчиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в соответствующей области.

При этом функции технического заказчика могут осуществляться только членом соответствующей СРО (п. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Работы по договорам с иными лицами(не застройщиком или техзаказчиком) могут выполняться хозяйствующими субъектами, не являющимися членами СРО.

Таким образом, исходя из понятия «застройщика», определенного п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправлении (госорганы) или уполномоченные ими на основании соглашений о передаче бюджетных полномочий учреждения, вправе привлекать к выполнению обозначенных работ для государственных (муниципальных) нужд на основании КОНКУРЕНТНЫХ процедур, установленных Законом о контрактной системе, только технических заказчиков и (или) генподрядчиков или подрядчиков, являющихся членами соответствующих СРО (если иное не предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации)!!!

Необходимо учитывать, что лица, привлекаемые на субподряд, могут не являться членами СРО (вне зависимости от вида и цены работ)!

Член СРО имеет право выполнять работы по договору подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий (ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации):

- наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;

- если совокупный размер обязательств по указанным договорам (заключенным на основании 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615) не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

В случае признания аукциона несостоявшимся, контракт может быть заключен с участником закупки, состоящим в СРО, не имеющей компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. НО тогда цена контракта не должна превышать предельную стоимость работ по одному договору, исходя из которой участник закупки внес взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

Членство СРО не требуется в случаях, оговоренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч .2.1 и 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

1) для выполнения инженерных изысканий, проектирования:

·субподрядчикам – на любую сумму;

·государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям, если работы (в т.ч. функции техзаказчика) сдаются органу, в ведении которого они находятся;

·коммерческим организациям с долей ГУП, МУП, автономных учреждений (АУ) более 50%, если работы (в т.ч. функции техзаказчика) сдаются этим ГУП, МУП, АУ, а также органу, в ведении которого они находятся;

·юридическим лицам, созданным публично-правовыми образованиями, при осуществлении деятельности в областях, в которых они созданы;

·коммерческим организациям, учрежденным указанными юридическими лицами, при сдаче работ (в т.ч. функций техзаказчика) таким юрлицам;

·юрлицам с долей госучастия более 50%, а также коммерческим организациям с долей указанных юрлиц более 50%, если работы (в т.ч. функции техзаказчика) сдаются отраслевым органам власти и местного самоуправления.

2) для выполнения строительства, реконструкции, капремонта:

·указанные выше случаи;

·если заключается договор с ценой равной или превышающей 3 млн. руб. (количество договоров не ограничено);

·для физических лиц, осуществляющих эти работы относительно индивидуального жилого дома, а также иных лиц в отношении объектов, указанных в п.п. 1-3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Если застройщик является членом СРО (ч.3 ст. 47, ч. 5 ст. 48, ч. 3.1ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то он вправе выступить ГЕНПОДРЯДЧИКОМ или выполнять работы САМОСТОЯТЕЛЬНО!

В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации (постановление от 15.05.2017 № 570) определены ВИДЫ и ОБЪЕМЫ РАБОТ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик (по контракту) обязан ВЫПОЛНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, без привлечения третьих лиц к исполнению своих обязательств по государственному или муниципальному контракту!

Заказчик ОБЯЗАН:

1) включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из числа определенных Правительством (34 наименования).

2) включить в государственный (муниципальный) контракт конкретные виды и объемы работ, предложенные подрядчиком в своей заявке, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляющих:

- не менее 15% цены контракта – до 1 июля 2018 года;

- не менее 25% цены контракта – после 1 июля 2018 года.

При этом заказчику следует учитывать, что НЕЛЬЗЯ требоватьуказания участником закупки в своей заявке конкретных видов работ!!!

Кроме того, согласно статье 110.2 Закона о контрактной системе с даты приемки работ исключительные права на результаты выполненных проектных и изыскательских работ (далее – ПИР) по государственным и муниципальным контрактам принадлежат публично-правовым образованиям, для обеспечения нужд которых заключен контракт.

Если ПИР подлежат госэкспертизе, то принять и оплатить результаты по контрактам на ПИР можно только после получения положительного заключения такой экспертизы!

Приложениями к контракту должны быть график работ и график их оплаты.

Выполненные работы по строительству и реконструкции оплачиваются поэтапно, только после приемки госстройнадзором (при этом методика до настоящего времени Минстроем России не утверждена).

В соответствии со ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации для всех заказчиков в рамках Закона о контрактной системе и ФЗ № 223 при закупках работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства необходимо обязательное подтверждение достоверности сметной стоимости.

Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр утверждена новая Методика применения сметных норм, которая является обязательной в сфере ценообразования.

Архив материалов