Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

10.08.2011 на аппаратном совещании Правительства области с главами муниципальных образований выступил прокурор области. Публикуем текст выступления «О взаимодействии органов прокуратуры и органов местного самоуправления».

10.08.2011

Деятельность органов местного самоуправления, как одна из форм осуществления публичной власти, в силу положений ст. 1 Федерального закона «О прокуратуры Российской Федерации» входит в предмет прокурорского надзора. Одновременно с этим, реализуя полномочия по обеспечению законности и правопорядка на конкретной территории, прокурор действует совместно как с органами государственной власти, так и с органами местного самоуправления.

Таким образом, с одной стороны прокуратура выступает в качестве надзорного органа, а с другой – таким же субъектом осуществления полномочий по отдельным вопросам.

В связи с этим, взаимодействие органов прокуратуры и органов местного самоуправления осуществляется не только в различных сферах правоотношений, но и во всем многообразии его форм.

Реализуя надзорные полномочия, прокуроры выявляют многочисленные нарушения в деятельности органов местного самоуправления.

Так, в первом полугодии 2011 года органами прокуратуры области в органах местного самоуправления выявлено почти 3,5 тыс. нарушений закона, в том числе 500 незаконных правовых актов.

В целях защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства прокуроры области в суд направили одну тысячу заявлений.

В адрес руководителей органов местного самоуправления внесено более тысячи представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых почти 600 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

По постановлениям прокуроров 42 должностных лица органов местного самоуправления привлечены к административной ответственности.

Более 100 должностным лицам органов местного самоуправления объявлялись предостережения о недопустимости нарушения законов.

При этом в последние годы намечается тенденция к росту количества нарушений, выявляемых органами прокуратуры в деятельности органов местного самоуправления.

Значительное число нарушений допускается органами местного самоуправления в бюджетной сфере. Имели место факты принятия решений о бюджетах с нарушением положений действующего законодательства, а также с нарушением установленного порядка.

Допускались нарушения в части неполного поступления в бюджеты отдельных видов налоговых и неналоговых доходов. Так, в Кунашакском районе в Саринском сельском поселении на протяжении ряда лет вместо местных референдумов проводились сходы граждан с принятием решений о самообложении граждан в целях решения вопросов местного значения. Однако, поступающие в кассу местной администрации средства самообложения граждан в решении о бюджете сельского поселения не отражались.

В связи с распространенностью нарушений, в центре прокурорского внимания находятся практически все решения органов местного самоуправления по приобретению за счет бюджетных средств дорогостоящего имущества, предметов роскоши. Принимаемые меры прокурорского реагирования направлены на пресечение незаконного расходования бюджетных средств.

Выявляются нарушения и в такой сфере как размещение заказов для муниципальных нужд. Не всегда правильно заказчиками избирались способы размещения заказа, формы торгов, не соблюдались требования законодательства при размещении заказов у единственного поставщика, в конкурсную и аукционную документацию включались дополнительные требования к участникам размещения заказов, требования о предоставлении сведений и документов, не предусмотренных законом.

Несмотря на обозначенные Президентом Российской Федерации требования по защите жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, органы местного самоуправления не всегда четко следуют положениям закона. Как в 2010, так и в текущем году прокуроры вынуждены обращаться с исками к органам местного самоуправления в целях признания прав ветеранов на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714. (Увельский район, Калининский район г. Челябинска)

Распространены в деятельности органов местного самоуправления и коррупционные проявления. За 2010 год к уголовной ответственности за должностные преступления, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности привлечено 12 лиц, занимающих должности в органах исполнительной власти местного самоуправления и 3 лица из числа занимающих должности в органах законодательной власти на уровне местного самоуправления. В текущем году к уголовной ответственности по данной категории дел привлечено 3 лица из числа занимающих должности исполнительной власти органов местного самоуправления.

Так, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области 03.06.2011 возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.292 УК РФ в отношении главы Воздвиженского сельского поселения Дегтевой Установлено, что она в целях незаконного завладения земельным участком, внесла в официальные документы ложные сведения.

Следственным комитетом РФ по Челябинской области в 2011 году завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего главы Чебаркульского района Новоселова, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.«г» ч.4 ст.290 УК РФ (получение взятки в крупном размере). 10.03.2011 утверждено обвинительное заключение и дело направлено в Челябинский областной суд.

О коррупционной составляющей в деятельности органов местного самоуправления может свидетельствовать и несоблюдение муниципальными служащими установленных законом запретов и ограничений. В ряде муниципальных образований работа по проверке достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих организована не надлежащим образом, либо не проводится вообще.

Граждане, замещающие должности муниципальной службы, не соответствуют квалификационным требованиям по уровню образования.

Допускаются факты несоблюдения требований ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» предоставляющих возможность трудоустройства лиц, ранее занимавших коррупционно-опасные должности государственной или муниципальной службы, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Но основная часть выявляемых прокурорами нарушений касается безусловно сферы муниципального нормотворчества.

Органами прокуратуры области в первом полугодии 2011 года оспорено 277 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, из них 44 - уставы. За этот же период времени по инициативе прокуроров в соответствие с требованиями федерального законодательства приведены 475 нормативных правовых актов (в том числе положения 268 уставов). Органами местного самоуправления удовлетворено 463 протеста, судами области удовлетворено 22 заявления прокуроров.

Анализ характера внесенных прокурорами актов реагирования свидетельствует о том, что подавляющее большинство нарушений, допущенных в сфере муниципального нормотворчества, устраняются органами местного самоуправления по требованию прокуроров во вне судебном порядке. В связи с чем именно сфера правотворчества наиболее приемлема для тесного взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления с единственной целью – обеспечение единства правового пространства.

В названном направлении органами прокуратуры Челябинской области нарабатывается определенный опыт совместной деятельности.

Прежде всего – изучение в органах прокуратуры проектов нормативных правовых актов, предлагаемых к принятию органами местного самоуправления.

В 2011 году органами прокуратуры области подготовлено и направлено в органы местного самоуправления почти 1,5 тыс. заключений на проекты нормативных правовых актов, из них 105 - о несоответствии проектов нормативных правовых актов требованиям федерального законодательства.

Кроме того, прокуроры самостоятельно разрабатывают проекты отдельных нормативных правовых актов, внося их на рассмотрение органов местного самоуправления. Принимают органы прокуратуры участие в разработке модельных проектов муниципальных актов. Так, Управлением юстиции совместно с прокуратурой области разработаны модельные проекты решений о внесении изменений в уставы муниципальных образований в связи с изменением федерального законодательства. Подобная практика разработки модельных актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований существовала и ранее.

Обеспечивается участие работников прокуратуры в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при обсуждении спорных вопросов муниципального нормотворчества, практики местного самоуправления.

В рамках взаимодействия уделяется внимание повышению профессиональной квалификации специалистов органов местного самоуправления.

В настоящее время на официальном сайте прокуратуры области http://www.chelproc.ru/ создана самостоятельная рубрика «В помощь муниципалитетам». В данном разделе сайта размещается информация об отдельных вопросах, связанных с деятельностью органов местного самоуправления: о нарушениях, выявляемых органами прокуратуры в сфере муниципального нормотворчества; об изменениях федерального и регионального законодательства, касающихся принятия муниципальных актов; о практике осуществления муниципалитетами полномочий по реализации отдельных вопросов местного значения и др.

В рамках системного взаимодействия прокуроры принимают активное участие в работе совещаний и штабов при органах местного самоуправления.

В настоящее время прокурорам городов и районов предложено исключить факты истребования из органов местного самоуправления информации и материалов, размещенных на официальных сайтах органов местного самоуправления и в средствах массовой информации

Вместе с тем, при наличии в области в целом, конструктивного сотрудничества с органами местного самоуправления, имеют место отдельные проблемы.

В полной мере не удается достичь взаимодействия с местными администрациями в сфере работы по проектам муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих прав и свободы граждан. Поскольку местные администрации являются наиболее мобильно действующими органами, процесс разработки, принятия и подписания нормативных актов занимает минимальное количество времени и осуществляется единолично – главой местной администрации либо главой муниципального образования, то ознакомление прокурора с проектом нормативного правового акта до его принятия достаточно затруднительно. И в большинстве муниципальных образований области местные администрации не принимают никаких мер для предоставления прокурору проектов муниципальных актов с целью исключения принятия норм, противоречащих закону.

Подобного рода взаимодействие не налажено в Копейском, Озерском, Верхнеуфалейском городских округах, Каслинском и Верхнеуральском муниципальных районах.

Не отвечает принципам конструктивного взаимодействия в целях обеспечения законности, единства правового пространства, ситуация, сложившаяся между органами прокуратуры области и органами местного самоуправления Коркинского муниципального района.

Администрация Коркинского муниципального района в отдельных случаях препятствует в проведении проверок исполнения законов, организованных в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», отказывая в предоставлении документов и материалов, оспаривает проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В связи с подобными действиями, в отношении главы Коркинского муниципального района Усенко возбуждено административное дело за неисполнение законных требований прокурора. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Коркино от 11.05.2011 Усенко  назначен штраф в размере 2000 рублей. Решением Коркинского городского суда от 07.07.2011 указанное постановление оставлено без изменения.

 

 

Архив новостей