План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Хоккейный клуб
Версия для печати

Правовой режим земельных участков в границах водоохранных зон водных объектов

27.10.2015

Разъясняет Магнитогорский природоохранный прокурор Рустем Равилович Акманов

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Надзорная практика Магнитогорской природоохранной прокуратуры показывает, что уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, при выделении земельных участков вблизи водных объектов, утверждении их градостроительных планов нередко не учитывают правовые ограничения, установленные Земельным и Водными кодексами РФ для водоохранных зон.

Как правило это связано с отсутствием сведений о водоохранных зонах большинства водных объектов в государственном кадастре недвижимости и в документах территориального планирования муниципальных образований и населенных пунктов. В ряде случаев, юридические и физические лица, которым выделены земельные участки в границах водоохранных зон, узнают о существующих запретах и ограничениях лишь в ходе проверок соблюдения ими требований закона об охране водных объектов. Данное обстоятельство становится для них неприятным сюрпризом, влекущим расходы на выполнение мероприятий по устранению допущенных нарушений водоохранного законодательства. Кроме того, за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, виновное лицо подлежит ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей. В тех случаях, когда ненадлежащее оформление правоустанавливающих и кадастровых документов на земельные участки влечет наложение их границ на береговую полосу и акваторию водных объектов, по иску уполномоченных органов суд может признать зарегистрированные права собственности на данные участки отсутствующими.

Во избежание вышеизложенных правовых последствий, юридическим и физическим лицам, использующим земельные участки в границах водоохранных зон, необходимо знать и соблюдать их правовой режим.

Следует иметь в виду, что правовой режим водоохранных зон ограничивает использование земель любых категорий, прилегающих к водным объектам. Земельные участки в пределах водоохранных зон в черте населенных пунктов относятся к землям населенных пунктов, а расположенные за чертой населенных пунктов - к той категории земель, которая определена для конкретного участка в зависимости от его целевого назначения в правоустанавливающих документах. При этом земельные участки, находящиеся в пределах водоохранной зоны в черте населенного пункта, могут быть отнесены к различным территориальным зонам и соответственно иметь различный правовой режим, который вместе с тем не исключает необходимость соблюдения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности, установленного ст. 65 Водного кодекса РФ.

Архив материалов