Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Право прокурора на обжалование в арбитражном суде незаконных ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

02.03.2016

Разъясняет  начальник отдела по обеспечению  участия прокуроров в арбитражном процессе Павел Валерьевич Пустовой
Право прокурора на обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными правовых актов предусмотрено статьями 52, 198  АПК РФ.
Основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным ненормативным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.
 Прокурор должен указать на несоответствие оспариваемого акта определенному нормативному правовому акту, а также  указать, какие права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической  деятельности нарушены и в чем заключается это нарушение (неправомерном ущемлении правомочий, незаконном возложении обязанности, создании каких-либо иных препятствий в экономической деятельности).
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, чьи права нарушены, стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Правовыми актами ненормативного характера являются акты, содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Ненормативный правовой акт содержит обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия;           не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;         обращен к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу. Ненормативные акты, не имеющие нормативного характера, могут быть приняты:            государственными органами (например, Правительством Челябинской области, представительными органами государственной власти); органами местного самоуправления и местной администрацией; министерствами, ведомствами, иными органами государственного управления и контроля, например, налоговыми, таможенными, антимонопольными органами.
Ненормативный правовой акт может приниматься указанными органами в форме постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания. Не могут быть предметом рассмотрения арбитражного суда акты проверок, ревизий, резолюции, указания.
При рассмотрении  споров о признании ненормативного акта недействительным всегда одной из сторон выступает орган государственной власти или управления, имеющий определенные государственно-властные полномочия. Другими субъектами  указанных споров являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Подведомственность арбитражным судам споров о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан установлена статьей 29 АПК РФ. При этом, следует иметь в виду, что рассмотрению в арбитражном суде подлежат только акты, которые вытекают из предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданским законодательством РФ в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие, индивидуальные предприниматели самостоятельно планируют свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и коньюнктуру рынка, распоряжаются прибылью.
Ненормативные правовые акты, которые одновременно касаются прав и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), и граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обжалуются в судах общей юрисдикции.
Помимо ненормативных правовых актов Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность оспаривания решений, а также действий или бездействия государственных и муниципальных органов или должностных лиц, нарушающих права и интересы субъектов экономической деятельности. Объектом прокурорской проверки могут быть самые различные решения и действия властных органов и должностных лиц в сфере административных, финансовых, налоговых и других публичных правоотношений: об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о приостановлении действия лицензии, о взыскании недоимки по налогам и другие. Оспариваться могут решения и действия различных контролирующих органов (торговых инспекций, органов банковского, страхового надзора и другие), а также иных государственных и муниципальных органов, принимающих решения и совершающих действия в сфере экономики и бизнеса.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов. Поэтому хозяйствующий субъект, чьи права нарушены вправе сообщить об этом факте прокурору, что послужит основанием для прокурорской проверки.  

Архив материалов