Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Хоккейный клуб
Версия для печати

Особенности рассмотрения судами административных дел по оспариванию нормативных правовых актов с учетом требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

05.04.2016

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Наталья Петровна Корнева

 

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Он касается рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений, к ним относятся и дела об оспаривании нормативного правового акта.

В силу ст.208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться:

1) лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

2) общественная организация. В этом случае общественная организация выступает с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения, при условии, что это предусмотрено федеральным законом.

3) прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования. Данные субъекты могут обратиться с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, в том числе принятого на референдуме субъекта Российской Федерации или местном референдуме. Условиями обращения являются несоответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо нарушение оспариваемым актом компетенции указанных субъектов, либо нарушение прав, свобод и законных интересов граждан.

4) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования. Указанные избирательные комиссии могут обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует нормативному правовому акту большей юридической силы, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан, нарушает компетенцию указанных избирательных комиссий.

Для лиц, которые могут быть представителями в суде, Кодексом установлено дополнительное требование - наличие высшего юридического образования.

Оспорить можно только нормативный правовой акт, который на момент рассмотрения является действующим.

В случае, если на момент подачи административного искового заявления правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие судья отказывает в принятии административного искового заявления. Если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения не вступили в силу административное исковое заявление возвращается.

Судвправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если в период рассмотрения дела судом оспариваемый правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, а также, если административный истецотказался от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.

Определены новые последствия отказа от административного искового заявления. В частности, если органы или организации отказываются от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, которые являются субъектами публичных правоотношений, то рассмотрение административного дела по существу продолжается при условии, что отказ не связан с удовлетворением ответчиком заявленных требований.

При подаче административного искового заявления административные истцы не обязаны доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, но должны подтверждать сведения о том, что нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы или, что возникла реальная угроза их нарушения.

Административный ответчик обязан доказать, что соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие нормативных правовых актов; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Архив материалов