План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Принят Федеральный закон, направленный на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления

14.07.2016

Разъясняет начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Александр Викторович Ермолаев

С 15 июля 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ, который направлен на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления и был подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января 2016 г. (№ Пр-299 от 16 февраля 2016 г.).

Уголовный кодекс дополнен новыми коррупционными преступлениями.

Так, согласно поправкам, преступлениями признаются случаи, когда деньги либо иное имущество передаются не самому должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.

Криминализация указанных деяний обусловлена необходимостью выполнения взятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств, в частности статьи 1 Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) против коррупции, согласно которой каждое государство-участник принимает необходимые меры для признания уголовно наказуемыми деяниями умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных преимуществ должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица.

Статья 204.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе по аналогии с посредничеством во взяточничестве. Ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем дифференцируется в зависимости от размера предмета подкупа.

Значительный, крупный и особо крупный размеры коммерческого подкупа совпадают сразмерами взятки и составляют суммы превышающие – 25 тысяч, 150 тысяч и 1 млн. рублей соответственно.

В связи с тем, что подавляющее большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждается при сумме менее 10 тысяч рублей, законодателем установлена уголовная ответственность за коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, размер которых не превышает указанной суммы (мелкий коммерческий подкуп, мелкое взяточничество). Ответственность за совершение данных преступлений предусмотрена ст.ст. 204.2 и 291.2 УК РФ.

Санкции указанных статей устанавливают более мягкое наказание, чем предусмотрено санкциями ч.1 ст.204, ч.1 ст.290, ч.1 ст. 291 УК РФ. Вместе с тем, законодателем предусмотрена повышенная ответственность за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, совершенные лицом, имеющим судимость за преступления, предусмотренные соответственно ст.ст. 204 - 204.2 либо 290 - 291.2 УК РФ. Наличие таких квалифицированных составов будет являться превентивной мерой для повторного совершения мелкого коммерческого подкупа и мелкого взяточничества.

Санкции ст. 204 УК РФ приведены в соответствие с санкциями статей 290 и 291 УК РФ по видам наказаний, а при определении размеров наказания необходимо исходить из того, что дача и получение взятки являются более общественно опасными преступлениями, чем коммерческий подкуп.

В последние годы наблюдается существенный рост доли штрафа, назначенного в качестве основного наказания за коммерческий подкуп и взяточничество. При этом, единственной альтернативой уголовному наказанию в виде лишения свободы за совершение коррупционных преступлений, не относящихся к категории преступлений небольшой тяжести, являлся штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.

Внесенными поправками санкции ч.1,3,5 ст.184 и санкции статей 204-204.2, 290-291.2 и 304 УК РФ дополнены альтернативными видами уголовного наказания в виде штрафа в абсолютных величинах. При этом, законодатель исходил из того, что цели наказания в отношении должностных лиц, получивших предмет коммерческого подкупа или взятку, могут быть достигнуты в случае возложения на них судом обязанности выплатить штраф в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на длительные сроки.

Вместе с тем, для обеспечения индивидуализации наказания за совершение указанных выше преступлений, кратный штраф, в качестве дополнительного наказания, может быть назначен по усмотрению суда вместе с лишением свободы как наиболее строгим видом наказания.

В статью 304 УК РФ внесены изменения, направленные на уточнение круга лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки.

Архив материалов