Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Обеспечение прав малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда

23.09.2016

Разъясняет старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан Таскаева Анастасия Анатольевна

Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Исходя из требований жилищного законодательства для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

  Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с ч.1 ст.52 Кодекса жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилищный кодекс гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных ст.56 Кодекса.

Анализ надзорной и судебной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенной причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи).

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в обязательном порядке должны содержать основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Кодекса.

Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, установленный частью 1 статьи 56 Кодекса, является исчерпывающим.

В случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.

Следует помнить, что граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения также не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, например, в порядке наследования, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и также не является основанием для снятия его с учета.

Граждане могут быть сняты с учета, если из представленных ими документов усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на соответствующий учет либо выявление в документах сведений, не соответствующих действительности.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются им органом местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы в судебном порядке.

Дела по спорам, связанным со снятием граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежат рассмотрению судом.

 

Архив материалов