Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Уголовная ответственность за оставление человека в опасности после совершения дорожно-транспортного происшествия

12.10.2016

Разъясняет прокурор апелляционного отдела прокуратуры области Тимшин Руслан Ростиславович

В силу пункта 2.6 Правил дорожного движения, если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, в том числе обязан:

принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию; в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию.

Действия водителя транспортного средства, скрывшегося после дорожно-транспортного происшествия могут содержать признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст.125 Уголовного кодекса Российской Федерации – оставление в опасности.

Для правильной квалификации действий водителя применительно к данному преступлению необходимо сопоставить объективные свойства ситуации, в которой оказывается пострадавший, его нахождение в опасном для жизни или здоровья состоянии и одновременно отсутствие у него возможности принять меры к самосохранению, то есть обратиться за медицинской помощью в силу беспомощного состояния.

Учитываются такие критерии, как время и место происшествия, погодные условия, наличие свидетелей, которые в целях предотвращения негативных последствий для пострадавшего, своевременно могут совершить активные действия, например - вызвать скорую медицинскую помощь.

Так, место происшествия, не относящееся к безлюдному, наличие лиц, ставших свидетелями дорожно-транспортного происшествия, осуществивших активные действия, направленные на предотвращение возможных последствий для жизни и здоровья пострадавшего, исключает возможность квалификации действий скрывшегося после происшествия по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации, ввиду отсутствия заведомости оставления в опасности пострадавшего.

Вместе с тем, оставление пострадавшего после дорожно-транспортного происшествия в ночное время суток в совокупности с отрицательной температурой воздуха и пустынной местностью, например – безлюдной трассой, позволяют действия водителя, скрывшегося после происшествия, квалифицировать по ст.125 УК РФ как заведомое оставление в опасности лица, при том, что в силу Правил дорожного движения водитель, причастный к дорожно-транспортному происшествию был обязан иметь заботу о нем и сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

При этом санкция данной статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 1 года.

Кроме того, наступление реального вреда здоровью или смерти потерпевшего не позволяет при квалификации действий водителя ограничиться только ст. 125УК РФ, поскольку последствия всегда требуют самостоятельной оценки по соответствующей части ст.264 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерть человека, либо смерть двух и более лиц).

Однако, если причастный к дорожно-транспортному происшествию водитель предпринял активные действия в целях предотвращения негативных последствий для пострадавшего, вызвал скорую медицинскую помощь, то в его действиях не будет признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст.125 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Архив материалов