Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Хоккейный клуб
Версия для печати

С 1 января вступают в действие поправки, внесенные в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

26.10.2016

Разъясняет старший помощник прокурора Ленинского района г. Челябинска Хлызова Олеся Александровна

Федеральным законом РФ от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008, которые вступают в действие с 1 января 2017 года.

Введена статья 8.2, которая регламентирует организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. В ней указан перечень таких мероприятий и полномочия органа государственного (муниципального) контроля, связанные с объявлением юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, с предложением принять меры по обеспечению соблюдения установленных требований.

Закон также дополнен статьей 8.3, предусматривающей организацию и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. К таким мероприятиям законодатель отнес: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств; административные обследования объектов земельных отношений; исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды; измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газо-, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи; наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации; анализ информации о деятельности либо действиях юридического лица, индивидуального предпринимателя и другие формы и виды мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Если в ходе проверки будут выявлены нарушения обязательных требований, то должностные лица принимают меры по пресечению таких нарушений и направляют руководителю органа государственного (муниципального) контроля мотивированное представление для принятия решения о назначении внеплановой проверки.

Если будут получены сведения о готовящихся нарушениях, то юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направляется предостережение о недопустимости нарушенияобязательных требований.

Введеноновое мероприятие – контрольная закупка (ст.16.1). Это мероприятие, в ходе которого контролирующим органом осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продажетоваров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок и по согласованию с органами прокуратуры.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц. В ходе закупки должны присутствовать два свидетеля либо применяться видеозапись. Кроме того, можно использовать фото- и киносъёмку, а также иные способы фиксации. По итогам контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля и свидетелями, а если выявлено нарушение, то подписи ставят и представители проверяемого лица.

В случае, если в результате закупки были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта после его составления незамедлительно вручается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Информация о контрольной закупке и результатах её проведения вносится в единый реестр проверок. Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учёта информации о ней в едином реестре, устанавливается Правительством РФ.

Законодателем внесены новые основания для проведения внеплановой проверки (п.1.1 ч.2 ст.10) :

- заявление юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения на осуществление юридически значимых действий;

-мотивированное представлениедолжностного лица контролирующего органа, составленное по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

-выявлениепараметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска являетсяоснованием для проведения внеплановой проверки.

Что касается такого основания проверки, как нарушение прав потребителей, то проверка проводится только при условии, что заявитель обращался за защитойнарушенных прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, но требования заявителя не были удовлетворены.

В Закон также внесены изменения, устанавливающие обязанность контролирующих органов в определенных случаях использовать проверочные листы, представляющие собой список контрольных вопросов ( ч.11.1-11.5 ст.9 Закона), которые разрабатываются и утверждаются органом государственного (муниципального) контроля, в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством РФ.

При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы, утверждаемыенесколькими органамигосударственного (муниципального) контроля. Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.

Законодателем введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований» (п.5.1 ст.2 Закона) – это параметры, соответствие которым или отклонение от которых само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения. Индикаторы риска выявляются в ходе проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти и подлежат размещению в интернете

Архив материалов