Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Квалификация провокационно-подстрекательских действий сотрудников правоохранительных органов

13.12.2016

Разъясняет начальник отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления Кинев Леонид Анатольевич

В настоящее время вопрос о провокации преступлений приобретает особую актуальность. Это обстоятельство подтверждается фактами действий со стороны сотрудников правоохранительных органов (в частности, оперативно-розыскных), направленных на склонение должностных лиц либо лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, к получению без их согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказание им услуг имущественного характера. Такие случаи широко освещаются в средствах массовой информации. Применительно к Российскому уголовному законодательству речь идет о провокации к совершению двух видов преступлений коррупционной направленности – получению взятки (ст.290 УК РФ) и коммерческого подкупа (ч.3 и 4 ст.204 УК РФ).

Проведение оперативно-розыскных мероприятий не в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа влечет уголовную ответственность по ст.304 УК РФ.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» в уголовное законодательство Российской Федерации фактически введена норма об обстоятельстве, исключающем преступность деяния. Указанным обстоятельством являются подстрекательские действия к совершению преступления.

В соответствии с п.34 названного постановления от преступления, предусмотренного ст.304 УК РФ, следует отграничивать подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа.

Указанные действия совершаются в нарушение требований ст.5 Федерального Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено.

Принятие должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, при указанных обстоятельствах денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных прав, а равно услуг имущественного характера не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние. В этом случае в содеянном нет состава преступления (п.2 ч.1 ст.24 УПК).

Законность проведения оперативно-розыскного мероприятия зависит не только от наличия у правоохранительного органа информации о противоправном поведении лица, в том числе о существовании у него латентного преступного умысла, но и от того, кто инициировал совершение действий, подпадающих под признаки преступления.

Подстрекательские действия нельзя исключать и в том случае, когда оперативно-розыскное мероприятие проводилось на основании заявления лица о вымогательстве у него должностным лицом взятки, если основания обращения к должностному лицу изначально стали следствием смоделированной правоохранительным органом ситуации и участвующее в ней лицо было специально привлечено этим органом для участия в оперативно-розыскном мероприятии.

Тем не менее, с точки зрения процессуального критерия любая информация, касающаяся существующего намерения совершить преступление, должна быть проверяема, что неотделимо от рассмотрения вопроса о виновности лица и в противном случае не соответствовало бы фундаментальным гарантиям справедливого судебного разбирательства, в частности, принципам состязательности и равенства сторон.

Таким образом, результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора лишь в том случае, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от действий сотрудников оперативных подразделений, а также в случае проведения лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния. В связи с этим по каждому уголовному делу подлежат проверке основания проведения оперативно-розыскного мероприятия, степень участия правоохранительного органа в совершении преступления и характер подстрекательства или давления в отношении подозреваемого (обвиняемого), независимо от признания им своей вины

Архив материалов