План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе государственными и муниципальными унитарными предприятиями

21.04.2017

Разъясняет начальник управления  по надзору за соблюдением федерального законодательства Суслина Светлана Васильевна

С 01.01.2017 вступили в законную силу внесенные 03.07.2016 изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части, касающейся осуществления закупок государственными (федерального и регионального уровня) и муниципальными унитарными предприятиями (далее – ГУП и МУП).

Законодательные новации не коснулись 72 федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2931-р. В этот перечень включены лишь три челябинских предприятия – ФГУП «Приборостроительный завод», ФГУП «Производственное объединение «Маяк» и ФГУП «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина».

Суть нововведений заключается в том, что ГУПы и МУПы обязаны с 01.01.2017 осуществлять закупки товаров, работ и услуг для обеспечения собственных нужд в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

Для этого в срок до 31.12.2016 упомянутые юридические лица обязаны были

- создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего;

- осуществить планирование закупок на 2017 год в течение 10 рабочих дней после утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок.

Государственные или муниципальные органы, к чьей подведомственности относятся ГУПы и МУПы, в тот же срок обязаны были утвердить требования к закупаемым этими предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и разместить их в Единой информационной системе в сфере закупок.

Законодателем предусмотрено два случая, когда ГУПы и МУПы могут не руководствоваться нормами Закона о контрактной системе, а самостоятельно определять иной порядок закупок, если они осуществляются:

- за счет средств денежных грантов от граждан, юридических лиц (в том числе – иностранных) либо субсидий (грантов), предоставляемых из бюджетов на конкурсной основе;

- в целях привлечения иных лиц в качестве субподрядчиков или соисполнителей, в тех случаях, когда ГУПы (МУПы) являются исполнителями по контрактам (за исключением заключенных с единственным подрядчиком (исполнителем) на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

Такие закупки ГУПы и МУПы вправе осуществлять на основании Положений о закупках, принятых на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Следует учитывать, что названные Положения о закупках должны быть приняты ГУПами и МУПами и размещены в единой информационной системе не позднее 31.12.2016.

Таким образом, если перечисленные хозяйствующие субъекты не приняли соответствующие правовые акты и своевременно не разместили их в Единой информационной системе, то с 01.01.2017 все без исключения закупки они должны осуществлять в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

С этого же времени, рассматриваемые предприятия и их должностные лица несут административную ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе по статьям 7.29, 7.29.3, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, ч.ч. 7, 20 и 20.1 ст. 19.5, ст. 19.7 и ч. 1 ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом должностные лица предприятий, допустившие отдельные из перечисленных правонарушений, могут быть подвергнуты дисквалификации по решению суда.

Архив материалов