Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Порядок установления объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Ответственность за нарушение законодательства в данной сфере

26.10.2017

Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы Теплова Мария Николаевна

В соответствии с положениями Федерального закона от 20.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Атмосферный воздух, являясь жизненно важным компонентом окружающей среды, представляет собой неотъемлемую часть среды обитания человека, растений и животных. Его значение трудно недооценить.

Положениями ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 20.01.2002 № 7-ФЗ«Об охране окружающей среды» и ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» закреплено, что функции по определению порядка установления, разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух осуществляет Правительство Российской Федерации.

Во исполнение указанный положений федерального законодательстваПравительством Российской Федерации 02.03.2000 принято постановление № 183 (ред. от 14.07.2017), которым утверждено Положение о нормативах выбросовзагрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее – Положение).

Данным нормативным документом определен порядок разработки иутверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Так, согласно нормам Положения, нормативы предельно допустимыхвыбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В целях их установления юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности заявление с приложением необходимого пакета документов.

Содержание заявления и перечень документов определены пунктами 9(1) и 9(2) Положения.

Территориальные органы Росприроднадзора по результатам рассмотрения заявления и представленных документов принимают решение об установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов либо решение об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием).

Исчерпывающий перечень оснований для решения об отказе регламентирован пунктами 9(6) и 9(7) Положения.

Установление нормативов предельно допустимых выбросов и временносогласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) оформляется решением территориального органа Росприроднадзора по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих)веществ (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются на 7 лет; временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) - на сроки достижения нормативов, утвержденные органом государственной властисубъекта Российской Федерации.

В течение 5 рабочих дней после установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) территориальные органы Росприроднадзора направляют копию решения об их установлении в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также информируют территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об установлении временно согласованных выбросов и сроках достижения нормативов.

Нарушения в области охраны атмосферного воздуха влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей  8.21Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, образует состав преступления, предусмотренного ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации

Архив материалов