План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Хоккейный клуб
Версия для печати

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил вопросы применения положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

22.02.2018

 

Разъясняет начальник уголовно-судебного управления Дзех Людмила Ивановна

В Постановлении Пленума от 13.02.2018 № 5 Верховный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии со ст.9.1 Федерального закона от 20.08.2014 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (в редакции от 23.06.2016 № 209-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ и от 01.07.2017 № 148-ФЗ) установлен новый порядок формирования списков кандидатов в присяжные заседатели, в соответствии с которым каждые 4 года исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований составляют списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и направляют их в районные суды, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который на основании предоставленных сведений составляет общий и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

Спискии запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований должны быть составлены и направлены в районные суды не позднее 01.05.2018. Граждане, включённые в общий и запасной списки, сохраняют свои полномочия до 01.06.2018, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении верховным судом республики, краевым судом, областным судом (и приравненных к ним) уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, - до окончания рассмотрения таких дел.

Обращено внимание на то, что если численность населения муниципальных образований, на территорию которых распространяется юрисдикция районного суда, будет недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели, председатель верховного суда республики, краевого суда, областного суда (и приравненных к ним) направляет в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации представление об образовании округа из нескольких муниципальных образований, территории которых могут не иметь общих границ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уточнённые списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются непосредственно в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований. Утверждение таких списков высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации не требуется.

В случае, когда юрисдикция районного суда распространяется на несколько муниципальных образований, список кандидатов в присяжные заседатели направляется в районный суд главой каждого муниципального образования, а запасной список кандидатов в присяжные заседатели – главой муниципального образования, на территории которого постоянно находится данный суд, при этом в запасной список включаются только граждане, постоянно проживающие в населённом пункте по месту постоянного нахождения районного суда.

В тех случаях, когда районный суд расположен на территории одного муниципального образования, а его юрисдикция распространяется на территорию другого муниципального образования (например, муниципального района, граничащего с городом), список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели должны составляться исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на территорию которого распространяется юрисдикция районного суда.

Верховный Суд Российской Федерации обратил внимание, на то, что в случае образования округа высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, представляемых главами муниципальных образований, включённых в состав округа, составляет единый для всех районных судов, расположенных на территории округа, список кандидатов в присяжные заседатели из числа граждан, постоянно проживающих в населённом пункте по месту постоянного нахождения соответствующего районного суда.

Граждане, включённые в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, не исключаются из списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований.

Судпри отборе кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела и при составлении предварительного списка должен обеспечить неукоснительное соблюдение требований части 3 статьи 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из которых одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза, в том числе в судах различных уровней.

Архив материалов