Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Уклонение от административного надзора как уголовно-наказуемое деяние

23.03.2018

Разъясняет прокурор ЗАТО г. Озерск Вахрушев Алексей Викторович

 

Административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом. Этот институт является важнейшим инструментом профилактики рецидивной преступности.

Указанным законом установлена административная ответственность за несоблюдение ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре. В случаях неоднократного несоблюдения установленных судом ограничения (ограничений) или уклонения от административного надзора наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ.

В силу закона административный надзор устанавливается судом на определенный срок с вменением административных ограничений в виде:

- запретов на пребывание в определенных местах, вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывание в определенное время суток;

- выезда за установленные судом пределы территории;

- обязательной явки от 1 до 4 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства и пребывания для регистрации.

Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ наступает за уклонение от административного надзора, которое выражается в неприбытии без уважительных причин поднадзорного лица к месту его жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а также в самовольном оставлении таким лицом места жительства или пребывания.

Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является наличие реальной возможности выполнить соответствующие предписания. Неисполнение их в силу объективных уважительных причин, таких как чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь лица и т.д., состав этого преступления не образует.

Уголовная ответственность по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ установлена за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничений, сопряженное с совершением им административного правонарушения против порядка управления (за исключением ст. 19.24 КоАП РФ), административного правонарушения, посягающего на общественный порядок, общественную безопасность, либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

В соответствии с примечанием к ст. 314.1 УК РФ под неоднократным несоблюдением этим лицом возложенных на него ограничений следует понимать несоблюдение таких ограничений при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

К примеру, лицо, подвергнутое административному наказанию по ч. 1 и 3ст. 19.24 КоАП РФ, подлежит привлечению к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ за совершение мелкого хулиганства, появление в общественных местах в состоянии опьянения, если эти действия одновременно нарушают административные ограничения (нахождение в запрещенных для пребывания местах, посещение мест проведения массовых и иных мероприятий при наличии к тому запрета, пребывание вне жилого или иного помещения в запрещенное время суток).

Архив материалов