На законодательном уровне закреплены требования к порядку проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы Теплова Мария Николаевна
Вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме, является накопленным вредом окружающей среде.
Объектами накопленного вреда окружающей среде признаются территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
04.05.2018 постановлением Правительства Российской Федерации № 542 утверждены вступившие в действие с 14.05.2018 Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее - Правила).
Указанными Правилами определено, что организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда; согласование и утверждение проекта; проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.
Правилами установлены:
- требования к содержанию проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- порядок разработки и согласования проекта;
- сроки проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- механизм осуществления контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- порядок приемки выполненных работ.
Предусмотрено, что выполнение работ по разработке проекта работ по ликвидации накопленного вреда и ликвидации накопленного вреда осуществляется исполнителем, определяемым заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - исполнитель).
В обязательном порядке проект работ по ликвидации накопленного вреда подлежит согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Основанием для отказа является его несоответствие установленным требованиям к содержанию проекта.
При отказе, исполнитель дорабатывает проект, и представляет его на повторное согласование в названный орган государственной власти.
В установленных действующим законодательством случаях и порядке до согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проект направляется исполнителем на проведение необходимых экспертиз.
Согласованный проект в течение 30 рабочих дней утверждается заказчиком.
Работы по ликвидации накопленного вреда проводятся исполнителем в соответствии с проектом в сроки, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом на проведение таких работ. Заказчик осуществляет контроль за выполнением контракта в порядке, определенном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящими Правилами.
Акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем и, впоследствии, направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.