План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Сроки рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры РФ

18.08.2010

Обращения граждан выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления; в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений. Одним из принципов, лежащих в основе процедуры рассмотрения обращений граждан, является  принцип  своевременности, то есть соблюдение установленных законом сроков рассмотрения обращений.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О порядке  рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ  письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу. Со дня регистрации начинает течь установленный ст. 12 Закона 30-дневный срок для рассмотрения обращения, то есть в течение данного срока гражданину должен быть дан письменный ответ по существу обращения. При этом имеются в виду 30 календарных дней.
  Согласно ч. 2 ст. 12  Закона 30-дневный срок рассмотрения обращения в исключительных случаях может быть продлен не более чем на 30 дней. Что считать таким "исключительным случаем"? Продление сроков рассмотрения обращения возможно в случаях, если требуются проверка изложенных фактов или обстоятельств, а также истребование дополнительных материалов. Продление установленного законом срока оформляется решением руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица или иного уполномоченного на то лица (например, начальника отдела). В обязательном порядке о продлении срока уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае если последний день установленного законом срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Если праздничный день выпадает на выходной день, он переносится на следующий (после праздничного) рабочий день.
 Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации,  утвержденная приказом Генпрокурора РФ от 17.12.2007 N 200, также предусматривает различные сроки рассмотрения обращений граждан в зависимости от категории обратившихся лиц. Так, п.п. 5.1. , 5.2., 5.3.  данной Инструкции предусматривают, что:
- обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их  регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней;
- парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня регистрации или в иной установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок;
- запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации разрешается не позднее 30 дней со дня его регистрации или в иной согласованный с инициатором запроса срок;
- обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются  безотлагательно, а при проведении дополнительной проверки - не позднее 30 дней со дня регистрации обращения.
Согласно п. 2.5. Инструкции жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов Следственного комитета  и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, проверяются  в порядке и пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.
На основании ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу  в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда  для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы  в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. При этом по результатам рассмотрения  жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении принятом по жалобе и дальнейшем порядке его обжалования.

Отдел по рассмотрению
обращений и приему граждан

Архив материалов