План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

«Арест имущества налогоплательщика-организации в порядке статьи 77 Налогового кодекса РФ»

23.07.2010

В соответствии со статьями 72 и 77 Налогового кодекса Российской Федерации арест имущества налогоплательщика является одним из способов обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов и заключается в действиях налогового или таможенного органа по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Наложение ареста на имущество возможно только с санкции прокурора. Арест имущества осуществляется исключительно в отношении налогоплательщиков-организаций (или налоговых агентов-организаций), не применяется в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Данная обеспечительная мера применяется в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога, сбора, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Решение руководителя налогового органа (или его заместителя) о наложении ареста на имущество налогоплательщика оформляется в виде постановления. В соответствии со статьей 77 Налогового кодекса РФ и на основании Приказа Генерального прокурора РФ от 22.03.2010 № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечении взыскания налогов, пеней и штрафов» органы прокуратуры обязаны не позднее следующего рабочего дня со дня получения решения об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие, санкционировать арест имущества либо принимать мотивированное решение об отказе в даче санкции. При принятии решения прокуроры обязаны проверить законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов, обосновывающих выводы о необходимости применения данной обеспечительной меры. Кроме того, проверке подлежат вопросы соблюдения установленных сроков, процедуры, последовательности действий налогового органа при осуществлении процедуры бесспорного взыскания налогов. Следует помнить, что арест возможен только при наличии всей совокупности условий, при наличии которых возможно применение данной обеспечительной меры, как то – факт наличия задолженности, данные, свидетельствующие о намерении налогоплательщика скрыться или скрыть свое имущество в целях уклонения от уплаты налогов, соблюдение налоговыми органами последовательности действий по взысканию задолженности (направление требования об уплате налога, в случае неисполнения которого на основании статьи 46 Налогового кодекса РФ производится наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика в банке, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах – обращение взыскания на иное имущество в порядке статьи 47 Налогового кодекса РФ). При этом арест имущества может быть применен только для обеспечения взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Налогового кодекса РФ. Поэтому постановление о наложении ареста может быть санкционировано прокурором лишь при условии вынесения налоговым органом постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. В настоящее время действуют утвержденные Приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404 «Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога», согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, которые применяются в части, не противоречащей действующему законодательству. Руководствуясь данными рекомендациями налоговые органы облекают свои решения в форму постановлений, устанавливают наличие оснований, свидетельствующих о намерении должника скрыться или скрыть свое имущество, осуществляют процедуру ареста. Арест имущества может быть полным либо частичным, налагается как на все имущество налогоплательщика, так и на его часть, достаточную для исполнения обязанностей по уплате налога, сбора, пени или штрафа. Перед началом процедуры ареста налогоплательщику вручается постановление, санкционированное прокурором, разъясняются права и обязанности. При проведении арестных мероприятий в обязательном порядке участвуют понятые, вправе присутствовать налогоплательщик, могут быть привлечены специалисты для оценки стоимости арестованного имущества, сотрудники милиции для обеспечения безопасности и правопорядка. Все действия должностных лиц оформляются протоколом, в котором отражаются сведения об арестованном имуществе с точным указанием наименований, количества и индивидуальных признаков. Руководителем налогового органа (его заместителем) определяется место хранения имущества, определяются хранители, которые предупреждаются об ответственности за утрату, повреждение или распоряжение имуществом без согласия налогового органа. В сферу прокурорского надзора попадают все действия налогового органа по проведению арестных мероприятий, в том числе и по соблюдению последовательности наложения ареста в отношении имущества. К примеру, первоначально устанавливается наличие у налогоплательщика наличных денежных средств, при их отсутствии – имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (легкового автотранспорта, непроизводственных помещений и т.п.), далее – готовой продукции, а затем уже – сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве. Кроме того, прокуроры следят за соблюдением налоговыми органами обязанности по своевременному снятию ареста с имущества налогоплательщика в случае погашения ими задолженности по налогам, в обеспечение взыскания которой применялась данная обеспечительная мера. При поступлении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации прокурорами проверятся его законность и обоснованность. Все неправомерные действия должностных лиц налоговых органов при наложении ареста на имущество налогоплательщика (как само постановление, так и действия при проведении арестных мероприятий и при снятии ареста) могут быть обжалованы заинтересованными субъектами в судебном порядке в арбитражный суд. Решение прокурора об отказе в санкционировании ареста имущества налогоплательщика может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

Архив материалов