Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

«Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд».

08.06.2010

Соблюдение законодательства, регламентирующего порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на регулярной основе контролируется органами прокуратуры в том числе и в целях противодействия коррупционным проявлениям, выявления преступлений коррупционной направленности в деятельности государственных и муниципальных заказчиков, получателей бюджетных средств.
В этой связи прокуратурой Челябинской области ежегодно организуются и проводятся соответствующие целевые проверки в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных заказчиков, в контролирующих органах.
Результаты проведенных горрайпрокурорами проверок свидетельствуют об активизации надзора в указанной сфере, выполнении задач, направленных на пресечение и устранение выявленных нарушений.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые прокурорами и контролирующими органами меры, направленными на неукоснительное соблюдением всеми участниками размещения заказов для государственных и муниципальных нужд требований законодательства, нарушения в указанной сфере по-прежнему носят распространенных характер.
Так, в ходе прокурорских проверок в ряде муниципальных образований выявлены факты наделения функциями органа, уполномоченного на размещение муниципального  заказа, не орган местного самоуправления, а его структурные подразделения (отделы администрации).
Также выявлены факты неправомерного создания органов местной администрации, уполномоченных на размещение муниципальных заказов.
Установлены факты отсутствия муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления контроля органами местного самоуправления, уполномоченных на осуществление контроля за размещением муниципального заказа.
В ряде случаев положения об органах, уполномоченных на осуществление контроля в указанной сфере, не содержат норм, наделяющих их соответствующим правом на проведение проверок деятельности органов, уполномоченных на размещение муниципального заказа и на ведение реестров муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, муниципальным заказчикам, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной (или единой) комиссии. 
Так, прокуратурой города Копейска при принятии Собранием депутатов Копейского городского округа изменений в «Положение о контрольно-счетной палате Копейского городского округа» в порядке правотворческой инициативы предлагалось включить в число полномочий КСП право на обращение в суд, арбитражный суд с исками о признании размещения заказов недействительными, но данное предложение не было принято представительным органом и отвергнуто Контрольно-счетной палатой со ссылкой на то, что в структуре контрольного органа не предусмотрено наличие юриста, который мог бы заниматься указанной работой.
Таким образом, отсутствие должного правового регулирования приводит к тому, что во многих муниципальных образованиях области отсутствуют органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа.
Практика показывает, что при проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности муниципальных организаций, получателей средств местного бюджета, муниципальными контрольными органами проверяется лишь фактическое исполнение муниципальных контрактов, соответствие контрактов требованиям законодательства в части сроков их заключения с момента проведения торгов, соответствия условий контрактов протоколам конкурсов, аукционов и котировочных заявок.
В подавляющем большинстве случаев контрольными органами муниципальных образований не принимается мер к изучению заявок заказчиков, конкурсной, аукционной или котировочной документации, имеющейся в распоряжении уполномоченных органов, размещающих заказы; не анализируется соответствие такой документации требованиям, предъявляемым законодательством, соблюдение требований об информировании участников размещения заказов; не проверяется законность процедуры проведения конкурсов, аукционов и запроса котировок. 
 По фактам подписания государственными и муниципальными заказчиками актов выполненных работ и оплаты таких работ (товаров, услуг) до их завершения (получения), по которым имеет место невыполнение работ, недопоставка товаров органами прокуратуры в обязательном порядке инициируются доследственные проверки, по результатам которых возбуждаются уголовные дела как в отношении государственных и муниципальных заказчиков, так и поставщиков, подрядчиков. Кроме того, в ходе проверок выявлялись факты подделки документов.
 Так, возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ в отношении сотрудников ООО «Уралспорт», которое выиграло конкурс на поставку футбольных мячей для Министерства образования и науки Челябинской области, при этом вместо мячей по цене 730 рублей за штуку были поставлены мячи стоимостью 356 рублей за штуку, хотя в документах была указана цена 730 рублей. Таким образом, были похищены бюджетные средства на сумму более 2-х миллионов рублей.
В 2009 году возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, связанного с хищением бюджетных средств при производстве ремонтно-строительных работ в рамках муниципального контракта, заключенного между МУ «Управление инженерной инфраструктуры» администрации Кыштымского городского округа и ООО «Жилищно-эксплуатационной строительной компанией», выразившееся в составлении фиктивных документов о выполнении работ на 4-х домах, тогда как на момент возбуждения уголовного дела работы проведены не были. В результате коммерческая организация получила средства местного бюджета в сумме 786 тысяч рублей.

 

Управление по надзору
за соблюдением федерального законодательства

Архив материалов