Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Антикоррупционая экспертиза правовых актов и их проектов.

04.06.2010

В 2006 году Россия ратифицировала две международные конвенции - Европейскую конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года и Конвенцию ООН против коррупции 2003 года.
Для разработки и реализации государственной политики по противодействию коррупции  в России был принят Национальный план противодействия коррупции, утвержденный 31.07.2008 Президентом РФ Медведевым Д.А., в котором предусматривалось принятие пакета законов, направленных на правовое обеспечение принимаемых антикоррупционных мер. В ходе реализации этих мер бы принят базовый закон - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с одновременным внесением комплекса изменений в законы о государственной и муниципальной службе, Кодекс об Административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.
Согласно определению, данному в статье 1 Федерального закона № 273-ФЗ «противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».
В качестве мер по профилактике коррупции Закон предусматривает, в том числе: антикоррупционаю экспертизу правовых актов и их проектов; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы, а также проверку в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
Результаты проверок прокуроров 2009-1 квартал 2010 года показали, что на большей части территории области представительные и исполнительные органы муниципальных образований приняли нормативные правовые акты по проведению антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов. Однако, реально антикоррупционная экспертиза проводится не на всех территориях. Антикоррупционная экспертиза отсутствует в Миньярском городском поселении; Брединском муниципальном районе; Верхнеуфалейском городском округе; Еткульском муниципальном районе; Каслинском муниципальном районе; в администрации Карабашского городского поселения; Кунашакском муниципальном районе; в Собраниях депутатов Октябрьского муниципального района, Пластовского муниципального района, Усть-Катавского городского округа, ЗАТО г.Озерск.
Кроме того, прокуратурой г.Копейска установлено, что принятые органами местного самоуправления нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения анкиррупционной экспертизы НПА и их проектов не соответствуют законодательству о противодействии коррупции, противоречат друг другу и исполняются ненадлежащим образом.
Так, совместное постановление Главы и Собрания депутатов Копейского городского округа №123/1074 от 24.06.2009 «О проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Копейского городского округа Челябинской области и их проектов» предусматривает создание рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в составе должностных лиц администрации Копейского городского округа (3 сотрудника не имеющих юридического образования), Собрания депутатов Копейского городского округа (1 сотрудник с юридическим образованием), а также представителей общественности - заместителя Союза предпринимателей малого бизнеса (не имеет юридического образования) и преподавателя ФГОУ СПО Копейский горно-экономический колледж (имеет юридическое образование).
Указанное постановление противоречит требованиям п.4 ст.3 Федерального закона от 17.07.2009  №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которыми предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы органами, организациями и должностными лицами, принявшими нормативные правовые акты, при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Вместе с тем, в период с июля по декабрь 2009 года прокуратурой города в адрес Собрания депутатов Копейского городского округа внесено 6 информаций о необходимости исключения из 6 проектов нормативных правовых актов 14 коррупционных факторов, тогда как рабочей группой выявлено только 3 проекта с 4 коррупционными факторами.
Вопреки требованиям Федерального закона 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов» об обязательной антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов в ряде территорий антикоррупционная экспертиза проводится только по проектам НПА, касающимся отдельных сфер – бюджетные отношения, предоставление социальных льгот и гарантий и некоторых других.
Всего в 2009-1 квартале 2010 года органами прокуратуры выявлено 208 нормативно- правовых актов и их проектов,  содержащих коррупциогенные факторы:  135 -  представительных органах местного самоуправления и 72 указанных документа – в исполнительных органах местного самоуправления.

Отдел по надзору  за исполнением законодательства
о противодействии коррупции

Архив материалов