План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Полномочия прокурора в арбитражном процессе

30.04.2010

Полномочия прокурора в арбитражном процессе определены статьями 52, 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ, регулируются требованиями приказа Генерального прокурора РФ № 20 от 05.06.2003 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве». Согласно пункту 1 приказа ГП РФ № 20 участие прокурора в арбитражном процессе рассматривается как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов. Пунктом 3 данного же приказа обязанность инициировать обращения в арбитражные суд, в случае выявления нарушений в экономической сфере, возложена на территориальные прокуратуры, в том числе, сбора материалов и подготовки проектов исковых заявлений в суд. Подведомственность споров арбитражному суду определена ч. 2 ст. 27 АПК РФ: арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренным АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, образований не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Правомочия прокурора по обращению в арбитражный суд определены ст. 52 АПК РФ. В соответствии с ней прокурор вправе обратиться в арбитражный суд по ограниченной категории споров и по ограниченным субъектам: *с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности; *с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале /фонде/ которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; *с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале /фонде/ которых есть доля участия муниципальных образований. Необходимо отметить, что согласно части 5 статьи 52 АПК РФ по всем вышеназванным категориям дел прокурор в целях обеспечения законности вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии процесса с процессуальными обязанностями лица, участвующего в деле. При этом, вопрос о вступлении прокурора в дело решается в каждом случае индивидуально, с учетом тех обстоятельств, в какой мере затрагивает рассматриваемый спор интересы государства, муниципальных и государственных предприятий, интересы муниципального образования в целом, интересы большого круга граждан, либо в целях обеспечения законности при рассмотрении дела. Отдельно следует отметить, что за пределами полномочий прокурора находятся требования о взыскании каких либо денежных средств, штрафных санкций, пенсионных взносов и так далее, прокуратура не вправе обращаться в суд по вопросам о банкротстве, об обжаловании действий при банкротстве. Специальными нормами, статьями 192, 198 АПК РФ, предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением о признании недействующими нормативных и ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, если есть основания полагать, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и, нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной деятельности. Прокурором подаются заявления в суд о признании недействительными любых ненормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, решений и действий всех контролирующих органов (инспекций федеральной налоговой службы, тарифного органа, комитетов по управлению имуществом, земельным отношениям, по охране окружающей среды, управлений лесами и других). Прокурор полномочен подавать в арбитражный суд заявления о признании незаконными действий (бездействий) судебных приставов исполнителей, обжаловать решения о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности любых контролирующих органов. Таким образом, несмотря на ограниченную категорию споров, по которым прокурор наделен правом на обращение с исками и заявлениями в арбитражный суд, прокуратура обладает достаточными полномочиями по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) за их деятельностью, проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, распоряжению государственной и муниципальной собственностью.

Архив материалов