План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Порядок реализации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

17.02.2009

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» четко регулирует правоотношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 8 Закона от 02.05.2006 гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Именно поэтому в 2008 году органами прокуратуры Челябинской области из более чем 54 тысяч поступивших жалоб в другие ведомства для разрешения по существу направлено 5474 заявления.
В письменном обращении гражданин в обязательном порядке должен указать свои:  фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, изложить существо вопроса, поставить личную подпись и дату. На обращение, не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны: фамилия и почтовый адрес),  ответ не дается. Без ответа может быть оставлено обращение, содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозу жизни, здоровья, имуществу должностного лица или членов его семьи.
Закон уточнил сроки рассмотрения обращений. Наряду с общим 30 -дневным сроком рассмотрения обращений со дня их регистрации, предусмотрен 3-дневный срок на обязательную регистрацию с момента поступления и 7-дневный срок со дня регистрации на направление обращения в компетентный орган. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть  продлен, но не более чем на 30 дней.
В целях установления в органах прокуратуры единого порядка рассмотрения и организации приема граждан приказом Генерального прокурора России от 17 декабря 2007 года № 200 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации. В соответствии с Инструкцией обращения граждан, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются не позднее 15 дней, остальные заявления рассматриваются в установленный законом 30-дневный срок.
Вместе с тем, этот общий порядок работы с обращениями граждан не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в специальном порядке. Он  применяется при поступлении сообщений о преступлениях, которые рассматриваются в соответствии с Инструкцией о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры; Сокращенный срок  и при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора. Порядок их разрешения установлен статьями 123 и 124 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Также определенной спецификой рассмотрения отличаются обращения граждан в соответствии с Законами РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Всего в истекшем году органами прокуратуры области разрешено 37771 обращение. Практически каждое пятое признано обоснованным и удовлетворено.
В защиту законных прав и интересов граждан прокурорами городов, районов и специализированных прокуратур по результатам разрешения жалоб принесено 476 протестов, внесено 1677 представлений, направлено в суд 767 исков и объявлено должностным лицам 490 предостережений о недопустимости нарушения закона.

Отдел по рассмотрению обращений
и приему граждан

Архив материалов