Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Хоккейный клуб
Версия для печати

Запрет на осуществление экстремистской деятельности при проведении массовых акций.

28.12.2011

В статье 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» законодательно закреплено положение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

Порядок проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования установлен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.

При проведении массовых акций не допускается привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие, а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

В случае обнаружения таких обстоятельств организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Действия правоохранительных органов по воспрепятствованию продолжения подобных акций будут правомерными.

Действия участников или организаторов публичного мероприятия в таком случае могут повлечь ответственность за административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).

Статья 149 УК РФ предусматривает уголовную ответственность также за принуждение к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Это такая форма посягательства на политические права, которая заключается в искусственном создании видимости активности граждан по тем или иным вопросам политики государства или по поводу произошедших событий посредством вовлечения граждан в массовые общественно-политические мероприятия против их воли.

Проведенные прокурорами городов, районов проверки показали, что требования статьи 16 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» сотрудниками территориальных органов внутренних дел не выполнялись, организаторам массовых мероприятий предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности не выносились.

Превентивные меры, направленные на предупреждение нарушений законодательства о митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также экстремистских проявлений органами внутренних дел не использовались. Нарушения органами внутренних дел требований федерального законодательства в части обязательного предупреждения в письменной форме организаторов массовой акции до ее проведения не способствовало профилактике правонарушений, в том числе и экстремистских проявлений.

Кроме того, вопреки требованиям п.16 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел не принимали в соответствии с федеральным законом мер, направленных на предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных организаций и граждан.

По результатам проведенной проверки прокурором области декабре текущего года внесено представление начальнику ГУ МВД России по Челябинской с требованием устранения выявленных нарушений в сфере противодействия экстремизму.

Старший помощник прокурора области

по федеральной безопасности

Архив материалов