План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

03.07.2012

Одной из задач любого государства является борьба с преступностью. Такая деятельность государства начинается с момента получения сообщения о преступлении. Некоторые преступления совершаются при глубочайшей конспирации, поэтому обнаружить их гласными способами (путем подачи заявлений и жалоб со стороны граждан, предпринимателей и организаций) фактически невозможно. К таким преступлениям относятся, например, взяточничество, налоговые преступления, шпионаж, сбыт наркотиков. Ряд преступлений, о совершении которых стало известно правоохранительным органам, очень трудно расследовать гласным образом.

История борьбы с преступностью показывает, что для своевременного обнаружения, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, розыска скрывшихся преступников одних только гласных уголовно-процессуальных и иных средств явно не достаточно, нужны и иные средства борьбы с преступностью. Для этих целей во всех цивилизованных странах, в том числе и в России, существует особый государственно-правовой механизм борьбы с криминальными явлениями, позволяющий негласно обнаружить, взять под контроль преступные приготовления и действия в целях последующего их пресечения или своевременного раскрытия и расследования, который именуется оперативно-розыскной деятельностью. Розыскная, сыскная деятельность сопутствует правосудию на всем протяжении его истории.

К основным задачам оперативно-розыскной деятельности относятся:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

2) выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;

3) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

4) розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания;

5) розыск без вести пропавших лиц.

Результаты оперативно-розыскной деятельности отражаются о оперативно-служебных документах, представляемых судье, прокурору, следователю и органу дознания. К числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических

каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Опросы и наведение справок производятся на гласной и негласной основе, а их результаты отражаются в полученных объяснениях, рапортах и меморандумах должностных лиц, которые не являются доказательствами в уголовном судопроизводстве как иные документы. Источником информации в данном случае показания лиц, проводивших эти мероприятия.

Проверочная закупка состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемом в торговле запрещенными в гражданском обороте предметами и веществами. Результаты негласной формы данного мероприятия не могут использоваться в доказывании по уголовному делу, а могут лишь явиться основанием для возбуждения уголовного дела, с последующим проведением следственного эксперимента (ст. 181 УПК РФ).

Наблюдение — это негласное слежение за лицами или событиями с целью получения интересующей информации. Результаты этого мероприятия, зафиксированные рапортами и справками, с приложением фотографий, магнитных лет и видеокассет, подлежат вовлечению в уголовное судопроизводство путем их осмотра, проведения экспертиз, допросов лиц, проводивших оперативно-розыскное мероприятие.

Отождествление личности состоит в установлении и идентификации живого лица или неопознанного трупа по статистическим или динамическим признакам. Результаты этого опознания не могут иметь самостоятельного доказательственного значения без проведения экспертиз.

Обязательной предпосылкой использования результатов контроля почтовых отправлений, прослушивания телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, является наличие судебного решения.

Оперативный эксперимент производится только в целях выявления, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Результаты оперативного эксперимента могут послужить основанием, как для возбуждения уголовного дела, так и в дальнейшем доказывании. Оперативный эксперимент следует отличать от провокации. Уголовным законом (ст. 304 УК РФ) установлена уголовная ответственность за провокацию взятки или коммерческого подкупа, в ст. 303 УК РФ - за фальсификацию доказательств. Например, если должностное лицо само предлагает, а тем более вымогает взятку, то проведение оперативного эксперимента соответствует закону, в противных случаях проявление инициативы со стороны оперативных сотрудников может носить характер провокации.

Отдел по поддержанию государственного обвинения

управления по обеспечению участия прокуроров

в рассмотрении уголовным дел судами


Архив материалов