Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.

22.08.2012

Нередко в прокуратуру области осужденные обращаются с жалобами на неправильное исчисление срока начала наказания, несвоевременное изготовление протокола задержания и другие упущения, связанные с оформлением задержания подозреваемых

Соблюдение требований закона при задержании лица необходимо потому, что с момента задержания данное лицо становится участником уголовно-процессуальных отношений и получает статус подозреваемого.

Задержание подозреваемого, правила которого изложены в главе 12 УПК РФ,  является неотложным, кратковременным содержанием под стражей, имеет  особые цели, основания, процедуру применения,  предшествует,  как правило, заключению под стражу за совершение преступлений, предусматривающим наказание в виде лишения свободы на срок более 2 лет.

Задержание подозреваемого – неотложное действие, вследствие чего может быть осуществлено следователем, органом дознания или дознавателем до возбуждения уголовного дела, без согласия руководителя следственного отдела, прокурора и суда и только один раз, поскольку неотложность после первого задержания утрачивается.

Целью задержания лица, подозреваемого в совершении преступления,   является определение его причастности к преступному деянию, а также обеспечение – в случае необходимости- заключения его под стражу. Поэтому, если имеются бесспорные доказательства причастности лица к преступлению, в задержании необходимости нет.

Основания для задержания в качестве подозреваемого названы в статье 91 УПК РФ, это:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после него,  в этом случае задержание  могут произвести любые лица (очевидцы, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов);

2) когда потерпевшие или очевидцы прямо укажут на лицо, как совершившее преступление, обосновывая это достоверно известными им обстоятельствами;

3) когда на одежде лица, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления, обнаружение которых не требует специальных познаний и они очевидны;

4) при наличии иных данных (явка с повинной, схожесть с описанием преступника и др.), когда лицо пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства или личность его не установлена.

Из-за множественности оснований задержания и разного времени  доставления задержанного в правоохранительные органы, фактическим задержанием лица считается момент передачи его органам уголовного преследования, совпадающий в основном с моментом доставления его в полицию, органы дознания или следствия. В соответствии с требованиями статьи 92 УПК РФ, в течение 3-х часов после  фактического задержания лица составляется протокол, в котором обязательно указываются  дата и время его составления, мотивы задержания и результаты личного обыска подозреваемого.

Зачастую задержание заканчивается избранием подозреваемому в качестве меры пресечения ареста, однако  имеют место и случаи освобождения задержанных, перечисленные в статье 94 УПК РФ.

Согласно требованию закона, по истечению 48 часов с момента задержания и при отсутствии судебного решения об избрании меры пресечения, подозреваемый подлежит освобождению, если:

- не подтвердилось  подозрение о совершении лицом преступления ( в этом случае  уголовное преследование прекращается и за задержанным признается  право на реабилитацию),

-отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу (в этом случае подозрения с лица не снимаются и статус подозреваемого за ним сохраняется),

-если задержание произведено с нарушением требований ст.91 УПК РФ (при отсутствии оснований, например, или завышении квалификации деяния). 

Свыше 48 часов подозреваемый может содержаться под стражей лишь на основании судебного решения, принятого в соответствии с требованиями пункта 3 части седьмой статьи 108 УПК РФ по ходатайству одной из сторон для предоставления доказательств обоснованности либо безосновательности избрания в качестве меры пресечения ареста.

 
Надзорный отдел управления по обеспечению
участия прокуроров в рассмотрении
уголовных дел судами

Архив материалов