План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Видеонаблюдение.

18.07.2013

Установка системы видеонаблюдения и ее использование являются весьма эффективным способом контроля за соблюдением надлежащего порядка.

В действующем российском законодательстве нет самостоятельного нормативного акта, регулирующего деятельность по организации и осуществлению видеонаблюдения. Регулирования, касающиеся различных отдельных правовых аспектов видеонаблюдения, содержатся фрагментарно в Гражданском кодексе, Трудовом кодексе, Кодексе об административных правонарушениях.

Под видеонаблюдением законодатель определяет непосредственное осуществление видеонаблюдения посредством использования видеокамер для получения видеоинформации об объектах и помещениях, а также запись полученного изображения и его хранение для последующего использования.

Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ устанавливает правовую охрану изображения гражданина как нематериального блага. В соответствии с указанной нормой закона обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускается только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется, если использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах или изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Таким образом, если видеонаблюдение осуществляется в таких местах, как, например, общие коридоры, холлы, торговые залы, парковки, у граждан не возникает права на запрет получения своего изображения.

Как правило, в указанных зонах видеонаблюдение осуществляется с целью документальной фиксации возможных противоправных действий, которые могут нанести вред имуществу и в случае необходимости материалы видеозаписей, полученных камерами видеонаблюдения, будут использованы в качестве доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве для доказывания факта совершения противоправного действия и для установления личности лица, совершившего соответствующее противоправное действие.

Принимая в качестве общего правила, что система видеонаблюдения устанавливается и эксплуатируется организацией самостоятельно, тем не менее, чаще осуществление видеонаблюдения поручается стороннему охранному предприятию. В силу  части третьей статьи 12 Закона РФ от 11.03.1992 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию.

Говоря о мерах ответственности в рассматриваемом случае, главным образом подразумевается административная и гражданско-правовая ответственность.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах в статье 12.11 - штраф для граждан в размере от 300 до 500 руб.; должностных лиц - от 500 до 1000 руб.; юридических лиц - от 5 до 10 тыс. руб.

В свою очередь, часть вторая статьи 24  Закона "О персональных данных" налагает обязанность возместить причиненный ущерб (включая моральный вред) лицу, пострадавшему в результате разглашения персональных данных, по иску такого лица.

Скрытое видеонаблюдение представляет собой форму получения информации с помощью устройств, предназначенных для ее негласного получения. В соответствии с требованиями Закона от 12.08. 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативной и розыскной деятельности", запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в том числе наблюдения, не уполномоченными на то физическими и юридическими лицами.

Кроме того, статья 138.1  Уголовного кодекса РФ воспрещает производство, приобретение и использование устройств, предназначенных для негласного получения информации, предусматривая в случае нарушения наказание, в том числе и в виде лишения свободы сроком до 4 лет.

В местах общего пользования круг лиц, которые могут стать объектом видеонаблюдения, не может быть определен заранее. Однако в случае совершения правонарушения данные видеокамер могут быть использованы в качестве доказательств, как самого деяния, так и личности предполагаемого преступника.

Вместе с тем, следует учитывать, что информация, полученная с камер систем видеонаблюдения, установленных в отсутствие предварительного уведомления Роскомнадзора, по смыслу ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ не будет иметь юридической силы, поскольку данными нормами установлено, что доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу решения суда.

Апелляционный отдел
уголовно-судебного управления

Архив материалов