Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Хоккейный клуб
Версия для печати

Законность действий сотрудников полиции при проверке документов и видеофиксации правонарушений

19.07.2013

В прокуратуру г. Челябинска поступают обращения, в которых граждане просят дать оценку законности действий сотрудников ГИБДД УИВД России по г. Челябинску при осуществлении ими проверки документов и при осуществлении видеофиксации административных правонарушений.

Деятельность сотрудников ГИБДД УМВД России по г. Челябинску по оформлению дорожно-транспортных происшествий и административных правонарушениях регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД РФ № 185 от 02.03.2009 (далее Административный регламент).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе проверять документы на осуществление определенного вида деятельности, контроль за которым возложен на полицию, в частности документы, подтверждающие право управлять транспортными средствами.

Согласно п. 31 Административного регламента исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя в себя следующие административные процедуры:

контроль за дорожным движением;

контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих

функции фото - и киносъемки, видеозаписи, или средств фото - и киносъемки, видеозаписи;

регулирование дорожного движения;

остановка транспортного средства;

остановка пешехода;

проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;

опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля;

составление протокола об административном правонарушении;

вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

отстранение от управления транспортным средством;

освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

изъятие водительского удостоверения;

запрещение эксплуатации транспортного средства;

задержание транспортного средства;

осмотр транспортного средства и груза;

досмотр транспортного средства;

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

изъятие вещей и документов;

арест вещей;

доставление;

административное задержание, задержание;

вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;

вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

выезд на место дорожно-транспортного происшествия;

составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

В соответствии с п. 26 Административного регламента с документами граждан при проверке сотрудники ГИБДД должны обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, они обязаны вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг. Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек. Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий.

Пункт 82 Административного регламента определяет основания для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, к таким основаниям относится выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также случаи привлечения граждан в качестве свидетеля, понятого.

В соответствии с пунктом 83 Административного регламента проверка документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков может включать:

визуальное исследование документов;

осмотр транспортного средства;

обращение к разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам подразделений

Госавтоинспекции;

применение технических средств определения подделки.

Проверка документов на перевозимый груз включает установление соответствия транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу (в сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства).

В соответствии с пунктом 210 Административного регламента, сотрудник полиции по прибытии на место дорожно-транспортного •происшествия осуществляет проверку документов у участников дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, Административный регламент устанавливает исчерпывающие основания, поводы и методы проверки документов граждан сотрудниками ГИБДД при исполнении государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Вопросы видеофиксации административных правонарушений также определены Административным регламентом. В соответствии с п. 24 Административного регламента, сотрудник ГИБДД при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео -и звукозаписывающую аппаратуру

В то же время, в соответствии с п. 25 Административного регламента сотрудник ГИБДД не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

Подготовлено прокуратурой г. Челябинска

Архив материалов