Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Проблемные вопросы при осуществлении закупок «малого объема

07.11.2013

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) предусмотрена возможность размещения заказов без проведения процедур торгов или запроса котировок у единственного поставщика путем заключения контрактов или гражданско-правовых договоров на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение одного квартала на сумму, не превышающую установленного Центральным банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 тыс. руб.), то есть осуществления закупок «малого объема».

При проведении проверок достаточно часто выявляются факты не соблюдения заказчиками требований законодательства при осуществлении закупок малого объема.

Многие получатели бюджетных средств (органы государственной власти и местного самоуправления, казенные учреждения) игнорируют требования статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок ведения реестра закупок, осуществляемых без заключения контрактов (то есть закупок до 100 тыс. руб.). Так, в ходе прокурорской проверки, проведенной в ноябре 2012 г. в администрации г.Челябинска, выявлен факт отсутствия такого реестра.

Заказчики, не являющиеся получателями бюджетных средств (бюджетные учреждения), на которых не распространяются требования ст.73 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также должны обеспечить учет всех закупок «малого объема» с целью предупреждения фактов закупок одноименных товаров (работ, услуг) в течение одного квартала на сумму, превышающую 100 тыс. руб.

При этом большинство заказчиков не знают, что учету подлежат также закупки, производимые без подписания письменных договоров, в том числе - за безналичный и за наличный расчет.

Отсутствие должного учета таких закупок является основной причиной нарушения заказчиками требований п.14 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов.

Зачастую руководителями заказчиков не принимается должных мер к организации процесса размещения заказов, не назначаются лица, ответственные за законность конкретных закупочных процедур, что влечет бесконтрольное заключение договоров. Выявляются противоречия между распоряжениями (приказами) руководителей по вопросам регулирования процедур размещения заказов и положениями о структурных подразделениях заказчика, должностных регламентов его служащих, в результате чего невозможно решить вопрос об объеме прав и обязанностей и ответственности конкретных должностных лиц.

На практике возникает множество проблемных вопросов, возникающих в связи с определением одноименности закупаемых товаров (работ, услуг).

В силу части 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов - под одноименными товарами (работами, услугами) понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 (далее – Номенклатура).

Вместе с тем, существует ряд товаров, работ или услуг, которые бесспорно нельзя отнести к той или иной группе Номенклатуры в соответствии с указанным в ней кодом ОКДП в соответствии с ОКВЭД (ОК 004-93), в связи с чем возникают проблемы с определением их одноименности.

К примеру, в ОКВЭД ОК 004-93 прямо не предусмотрено работ или услуг по текущему обслуживанию и ремонту инженерного оборудования и коммунальных сетей зданий и сооружений. Вместе с тем, данный вид деятельности следует относить к группе 221 Номенклатуры (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту) по коду ОКДП 4500000. Согласно части III ОКВЭД ОК 04-93 все виды ремонтных работ, связанные с видами деятельности по оборудованию зданий и сооружений всеми видами коммунальных удобств, следует относить к коду 453 «оборудование зданий», код ОКДП 4530000 (услуги по монтажу оборудования).

Таким образом, при определении одноименности товаров (работ, услуг) прежде всего, следует конкретизировать товар или виды деятельности, являющиеся предметом закупки, после чего определять их принадлежность к тому или иному виду продукции либо деятельности в соответствии с действующими ОКВЭД.

Закон о размещении заказов предусматривает, что закупки одноименных товаров (работ, услуг) в течение одного квартала на суммы от 100 до 500 тыс. руб. могут осуществляться путем запроса котировок цен, а на сумму более 500 тыс. руб. – путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.

Несоблюдение указанных требований закона влечет административную ответственность лиц, принявших решение о выборе способа размещения заказа у единственного поставщика путем закупки малого объема за наличный или безналичный расчет, по ч.1 или ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, предусматривающих наказание в виде штрафа в размере 30 и 50 тыс. руб. соответственно.

Таким образом, в случае превышения в течение одного квартала общей суммы закупок одноименных товаров (работ, услуг) за наличный и безналичный расчет свыше 100 тыс. руб., должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности.

При этом ответственность по ст.7.29 КоАП РФ несут должностные лица заказчика, подписавшие договор или согласовавшие закупку за наличный расчет (чаще всего – руководители), или лица, на которых в силу должностных обязанностей или отдельного распоряжения возложена обязанность по определению способа размещения заказов для нужд заказчика.

По результатам прокурорских проверок к административной ответственности по ч.1 и ч.2 ст.7.29 КоАП РФ только за неисполнение требований п.14 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов за период 2012-2013 гг. привлечено 18 должностных лиц.

Кроме того, в соответствии с ч.5 ст.10 Закона о размещении заказов, нарушение правил выбора способа размещения заказа у единственного поставщика может повлечь признание судом недействительным размещения заказа. В прошлом году по указанным основаниям Челябинским областным судом в порядке апелляционного судопроизводства признаны недействительными два гражданско-правовых договора подряда, заключенные администрацией Карабашского городского округа с физическими лицами.

Учитывая значимость обозначенной выше проблемы, заказчикам следует более внимательно относиться к вопросам организации процедур размещения заказа и осуществления закупок малого объема.

Управление по надзору
за соблюдением федерального законодательства

Архив материалов