Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Об уплате пенсионерами транспортного налога.

04.12.2013

В связи с поступлением многочисленных обращений граждан по вопросам применения налоговых льгот, установленных для пенсионеров при уплате транспортного налога за 2012 г., прокуратура области разъясняет следующее.

Пунктом 2 статьи 4 Закона Челябинской области от 28.11.2002 № 114-ЗО «О транспортном налоге» установлены льготы для пенсионеров и многодетных семей при уплате транспортного налога. Указанные категории налогоплательщиков, в связи с внесенными в закон изменениями, с 01.01.2009 уплачивают налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы за принадлежащие им легковые автомобили мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 кВт) включительно. Пенсионеры, имеющие в собственности транспортные средства, большей мощностью, уплачивают транспортный налог на общих основаниях.

Законоположение, ограничивающее право пенсионеров - собственников легковых автомобилей с мощностью двигателя более 150 л.с., уплачивать налог по льготной ставке (1 рубль с каждой л.с.), было оспорено челябинской пенсионеркой в Челябинском областном суде, который, рассмотрев дело 19.05.2011, не установил противоречия между нормами областного закона и федерального законодательства. Правильность выводов областного суда 03.08.2011 подтвердил Верховный суд Российской Федерации.

Впоследствии Уставный суд Челябинской области 12.02.2013 признал спорное законоположение не соответствующим Уставу (Основному Закону) Челябинской области. Уставный суд исходил из того, что региональный законодатель отказался от ранее принятых на себя обязательств по обеспечению социальной поддержки населения, а ограничение права на налоговую льготу не сопровождалось сохранением достигнутого уровня социальной защиты пенсионеров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Закона Челябинской области от 27.10.2011 N 220-ЗО «Об Уставном суде Челябинской области» акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Уставу области, не подлежат применению независимо от решения об отмене органами, их принявшими.

Постановление Уставного суда Челябинской области вступило в силу немедленно после его провозглашения, однако обратной силы не имеет, применяется к правоотношениям, возникшим после 12.02.2013.

Вместе с тем, 28.02.2013 Законодательное Собрание Челябинской области, не согласившись с позицией Уставного Суда Челябинской области, обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о правомерности принятия Уставным судом постановления от 12.02.2013.

Законодательное Собрание Челябинской области посчитало, что Уставный суд Челябинской области рассмотрел дело и вынес постановление 12.02.2013 с превышением компетенции относительно нормативных правовых актов, принятых органами представительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, установленной законодательством о судебной системе и Конституцией Российской Федерации.

Заявитель высказал мнение, согласно которому отнесение налоговых льгот к системе мер социальной поддержки граждан нарушает конституционные правила толкования и применения норм налогового законодательства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы субъекта РФ является обязанностью органов региональной государственной власти и достигается, прежде всего, продуманной налоговой политикой. Поэтому законодатель субъекта РФ, исходя из возможностей бюджета субъекта, и с учетом федерального законодательства может устанавливать или отменять налоговые льготы. Законодательное Собрание Челябинской области просило признать пункт 2 статьи 4 Закона области «О транспортном налоге» соответствующим Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации 29.10.2013 рассмотрел данное дело и 02.12.2013 принял решение, согласно которому оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и не противоречит Конституции Российской Федерации.

Суд указал, что согласно Налоговому кодексу Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом. Законодатель субъекта сам определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Конституционный Суд неоднократно указывал, что законодатель вправе проводить налоговую политику, ориентированную на достижение конституционно значимых целей.

Закон о транспортном налоге для отдельных категорий граждан и организаций предусматривает налоговые льготы как в виде освобождения от уплаты транспортного налога, так и в виде пониженной налоговой ставки. В частности, пониженная налоговая ставка при уплате транспортного налога установлена для пенсионеров, а последующие изменения в условия предоставления пенсионерам ранее установленной для них льготы были внесены в закон с целью усиления адресности получения льготы.

Осуществленное законодателем Челябинской области в пределах его дискреционных полномочий изменение правового регулирования отношений по льготному налогообложению не может расцениваться как снижающее конституционно обусловленный уровень социальной защиты пенсионеров и нарушающее их имущественные права.

Конституционный суд Российской Федерации указал, что пункт 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» как не утрачивающий юридическую силу и действующий, подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.

В соответствии со ст.78-23 Закона об Уставном суде Челябинской области (введенной в действие Законом области № 540-ЗО от 26.09.2013) - решение Уставного суда пересматривается Уставным судом, если не была учтена правовая позиция, изложенная в решении Конституционного Суда Российской Федерации. При этом в силу п.1 ст.78-22 названного закона, правом на обращение с запросом о пересмотре такого решения обладают Губернатор области, председатель Правительства области, Законодательное Собрание области, Министерство юстиции Челябинской области, Уполномоченный по правам человека в Челябинской области, Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области. По результатам пересмотра оспоренное решение Уставного суда может быть отменено данным судом.

С учетом верховенства Конституции Российской Федерации, транспортный налог за 2013 год подлежит начислению налоговыми органами с применением к налогоплательщикам-пенсионерам льготной ставки налогообложения (1 рубль с каждой л.с.) лишь за принадлежащие им легковые автомобили, мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно. Транспортный налог за 2012 год должен быть уплачен налогоплательщиками в соответствии с полученными налоговыми уведомлениями.

Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства

Архив материалов