Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Хоккейный клуб
Версия для печати

Охрана водных объектов от негативного воздействия.

13.12.2013

Результаты проведенного анализа надзорной практики свидетельствуют о значительном распространении нарушений законодательства об охране водных объектов. Магнитогорской природоохранной прокуратурой за истекший период 2013года выявлено более 50 нарушений в рассматриваемой сфере, в результате принятых мер прокурорского реагирования 23 лица было привлечено к административной и дисциплинарной ответственности.

Нарушения рассматриваемой категории, как правило, были вызваны небрежным и исключительно потребительским отношением субъектов к данному общедоступному природному ресурсу, что недопустимо. К сожалению большинство лиц не привыкло дорожить окружающими нас и достающимися бесплатно природными богатствами.

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации закрепляет не только право каждого на благоприятную окружающую среду, но и обязанность каждого по бережному отношению к природным богатствам, сохранению природы и окружающей среды.

Действующим законодательством водный объект определяется как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Подобное определение, отражая сущность рассматриваемого феномена в правовом аспекте, содержит неопределенность относительно освещения его экологической составляющей. Любой водный объект представляет собой не только определенный объем и конфигурацию размещения такого природного ресурса как вода, но и является внешней средой для сложной системы взаимодействующего комплекса сообществ растений, животных и микроорганизмов.

Указанный аспект восприятия проблемы охраны водных объектов от негативного воздействия позволяет значительно расширить не только спектр угроз, но и варианты возможного противодействия в целях сохранения стабильности существующих экосистем.

Действующее законодательство основывается на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В развитие указанных положений содержание статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и ряда связанных с ней нормативно-правовых актов подробно регламентирует особенности использования территорий непосредственно прилегающих к водным объектам, устанавливая режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос, определяемых в зависимости от размера водного объекта. С учетом характера использования и площади с которой осуществляется водосбор водного объекта ширина его охранной зоны может превышать несколько километров. В границах указанных зон в частности ограничивается движение транспорта и проведение хозяйственных работ, создающих угрозу загрязнения водных объектов.

Разнообразие аспектов восприятия и правовой регламентации охраняемых свойств водных объектов способствовало закреплению большого количества возможных административных правонарушений в рассматриваемой сфере, содержащихся как в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации посвященной правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования (рассматриваемым правонарушениям посвящено более 25% статей главы), так и в иных главах.

Следует отметить, что неблагоприятными последствиями для лиц допустивших нарушения законодательства об охране водных объектов могут послужить не только необходимость оплаты штрафов (которые могут' достигать 500тысяч рублей), но и возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате такого негативного воздействия.

Магнитогорская природоохранная прокуратура

Архив материалов