План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Вопросы законности начисления платы за теплоснабжение.

06.05.2014

В связи с завершением отопительного периода и возросшим числом обращений граждан о законности начисления платы за услугу отопления возникла необходимость разъяснить требования законодательства, регламентирующего данные вопросы.

Размер платы за отопление рассчитывается в соответствии с положениями части первой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Как показывает практика прокурорского надзора, наибольшее количество вопросов вызывает правильность начисления платы за отопление при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии на момент окончания отопительного периода – когда предоставление услуги фактически не осуществляется, однако к отплате предъявляется ее стоимость как за полный месяц потребления в апреле и половину (или полный месяц) потребления в мае.

Порядок расчетов потребителей за коммунальную услугу по отоплению при отсутствии соответствующих приборов учета определен п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, согласно которому размер платы за отопление определяется путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальной услуги отопления – количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (тепловой энергии), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

В настоящее время для осуществления расчетов применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012, утвержденные органами местного самоуправления отдельно для городских округов и муниципальных районов.

Норматив определяет количество тепловой энергии, подлежащей поставке и оплате потребителем в год на отопление 1 кв. м. общей площади занимаемого жилого помещения.

Нормативы могут предусматривать внесение равномерных платежей за отопление в течение всего года (в том числе в летние месяцы, когда услуга не предоставляется). Однако, как правило, в муниципальных образованиях Челябинской области нормативы потребления рассчитаны на условный период отопительного сезона, составляющий 7,5-8 месяцев (с октября по май), с разбивкой на условные равномерные месячные нормативы потребления. При этом условная продолжительность отопительного периода по нормативам может не совпадать с его фактической продолжительностью.

Таким образом, потребителем, получающим тепловую энергию в отопительный период, оплата должна быть произведена за весь норматив потребления тепловой энергии, установленный соответствующим решением органа местного самоуправления, независимо от фактической продолжительности конкретного отопительного периода.

Правовая позиция по этому вопросу подтверждена сложившейся судебной практикой (определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.02.2013 №11-2168/2013).

Отдел по надзору за исполнением законодательства
в сфере экономики и охраны природы.

Архив материалов