Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Полномочия налоговых органов при предоставлении физическими лицами уточненных деклараций о доходах.

14.05.2014

В связи со вступлении в законную силу поправок, внесенных Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) в ст. 88 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), необходимо разъяснить следующее:

В соответствии с п.2 ст.31 НК РФ (права налоговых органов) налоговые органы осуществляют иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, помимо перечисленных в п.1 указанной статьи.

Правовые основания для истребования у налогоплательщика пояснений, а также документов при проведении камеральной проверки существовали и до 1 января 2014 года (в случае выявления ошибок в налоговой декларации, выявления противоречий в сведениях, которые содержатся в представленных документах, выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе мероприятий налогового контроля).

С 1 января 2014 года указанный перечень прав налоговых органов при проведении камеральной проверки расширился. В частности, при проведении камеральной проверки уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате (заявлен убыток), налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации. Если же уточненная декларация с уменьшенной суммой налога к уплате будет представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей декларации, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации; аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения. Это касается и представленной по истечении указанного срока уточненной декларации, в которой увеличена сумма полученного убытка. Соответствующие правила установлены п. 8.3 ст. 88 НК РФ (камеральная налоговая проверка), которые вступили в силу также с 1 января 2014 г.

При этом законодатель, вводя соответствующие нормы в действие с 1 января 2014 года, не связал реализацию налоговыми органами указанных прав с датой представления налогоплательщиком уточненной декларации (исключительно после 1 января 2014 года).

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ, которым были введены указанные права налоговых органов в НК РФ, не содержит норм о том, что они распространяют свое действие на отношения, возникшие ранее 1 января 2014 года, т.е. не придает действию указанных норм обратной силы и, тем самым, не ухудшает положение налогоплательщика, существовавшее до 1 января 2014 года.

Следовательно, с 1 января 2014 года налоговые органы вправе реализовать свои права по истребованию пояснений при проведении камеральных проверок уточненных налоговых деклараций, проверки по которым осуществляются после 1 января 2014 года.

Кроме того поскольку в силу п.п. 7 п. 1 ст.21 НК РФ (права налогоплательщиков) предоставление пояснений по исчислению и уплате налогов является также правом налогоплательщика, то отказ от их предоставления не может влечь для него негативных последствий. Указанному праву налоговых органов не корреспондирует обязанность налогоплательщика давать такие пояснения. Не предусмотрено в НК РФ и других законах и специальных санкций за отказ или непредставление пояснений.

Данное свидетельствует также о том, что указанные поправки не могут ухудшить положение налогоплательщика, поскольку реализация правомочий зависит непосредственно от его волеизъявления.

Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ (действие актов законодательства о налогах и сборах во времени) акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Апелляционный отдел уголовно-судебного управления

Архив материалов