План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Уголовная и административная ответственность за незаконную рубку и повреждение лесных и иных зеленых насаждений.

28.07.2014

На территории Центрального района г. Челябинска располагается памятник природы - Челябинский городской бор. Его территория представляет собой единый лесной массив, протяженностью с северо-востока на юго-запад около 5,5 километров, а средней шириной около 2 километров. Площадь бора составляет 1179, 64 гектаров.

В настоящее время в условиях общего ухудшения экологической обстановки остро стоит проблема сохранения лесов, в том числе Челябинского городского бора, а также зеленых насаждений, произрастающих в городе - на улицах, аллеях, во дворах, парках.

Незаконная рубка лесных насаждений и уничтожение или повреждение лесных насаждений преследуется по уголовному закону.

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (статья 260 УК РФ) относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КРФоАП, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ), а также степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КРФоАП.

Статья 261 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений

Под неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности применительно к части 1 статьи 261 УК РФ понимается несоблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т.п.).

Поджог лесных и иных насаждений (часть 3 статьи 261 УК РФ) состоит в умышленных действиях, направленных на уничтожение или повреждение насаждений с помощью открытого огня (зажигание травы, разведение костров, разбрасывание факелов, использование горючих материалов и т.д.).

В случаях нарушения требований правил пожарной безопасности в лесах разграничивают преступления, предусмотренные статьей 261 УК РФ, и административные правонарушения, ответственность за совершение которых установлена статьей 8.32 КРФоАП.

Если неосторожное обращение с огнем или иным источником повышенной опасности в лесах не повлекло возникновение лесного пожара, уничтожение или повреждение насаждений, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КРФоАП.

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по части 2 статьи 8.32 КРФоАП.

За совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.28 и 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафов.

Кроме того, необходимо учитывать, что за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды предусмотрен повышенный срок давности привлечения к административной ответственности. По этим правонарушениям срок давности составляет два года со дня совершения административного правонарушения в зависимости от того, является правонарушение длящимся или продолжаемым.

За совершение преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, предусмотрены наказания в виде штрафа, обязательных, исправительных и принудительных работ либо лишение свободы.

Таким образом, государством предусмотрены механизмы пресечения и предотвращения таких видов противоправных деяний, наказания виновных лиц, а от каждого гражданина в отдельности зависит здоровье и долголетие Челябинского городского бора, красота наших улиц и дворов.

Прокурор Центрального района г. Челябинска

Архив материалов