Интернет-приемная
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Особенности проведения административного расследования и процессуальной проверки по факту ДТП с пострадавшими лицами

01.10.2014

Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей.

В случае совершения дорожно-транспортного происшествия, в результате которых пострадавшим причинены телесные повреждения (в том числе повлекшие смерть человека), сотрудниками внутренних дел проводится проверка, результаты которой оформляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (при наличии сведений о причинении вреда здоровью, которые квалифицируются, как причинившие тяжкий вред здоровью, либо повлекшие смерть человека).

За нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также за нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 Кодекса соответственно.

Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения и на транспорте, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом органа внутренних дел в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего - на срок до шести месяцев.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24или ч.2 т.12.30 Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Кроме того, при проведении административного расследования сотрудники органов внутренних дел проводят следующие мероприятия:

отбираются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, назначаются необходимые экспертизы (судебно-медицинская, автотехническая, ситуационная), осуществляют взятие проб и образцов, производится сбор вещественных доказательств (орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы), документов, показаний специальных технических средств, направляются поручения и запросы, истребуются необходимые сведения (о работе уличного освещения, режима работы светофорного объекта, проведения ремонта и реконструкция дорожного полотна, установки знаков дорожного движения).

После чего должностным лицом органа внутренних дел производится оценка полученных доказательств.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу органа внутренних дел, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

При выявлении признаков преступления в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в том числе при проведении расследования по делу об административном правонарушении (например, при причинении в результате ДТП тяжкого вреда здоровью человека, либо телесных повреждений, повлекших смерть человека), должностные лица органов внутренних дел прекращают производство по делу об административном правонарушении и незамедлительно направляют собранные материалы руководителю следственного органа для проведения проверки в порядке ст.ст.144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

В соответствии с требованиями УПК РФ следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, руководитель следственного органа, следователь, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125  УПК РФ.

При наличии повода и основания руководитель следственного органа либо следователь возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. После чего проводится предварительное следствие по уголовному делу.

Прокуратура г. Челябинска

 

 

Архив материалов