План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

Ответственность недропользователей за нарушения действующего законодательства

17.10.2014

 

Федеральный государственный региональный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Региональный надзор в отношении участков недр местного значения осуществляется Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области (Минприроды области). На уровне муниципальных образований области созданы органы муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Органы прокуратуры осуществляют надзор как за указанными органами власти, так и непосредственно за самими недропользователями.

В органы прокуратуры поступают обращения о допускаемых нарушениях в сфере недропользования, а также смежных с ним земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Анализ практики прокурорского надзора показывает, что имеют место случаи добычи полезных ископаемых и подземных вод в отсутствие лицензий на право пользования недрами либо с нарушениями лицензионных условий или требований закона.

Нередко пользователи недр при добыче полезных ископаемых и подземных вод нарушают земельное законодательство: приступают к добыче без оформления правоустанавливающих документов на землю и перевода земель из одной категории в другую, не осуществляют установленную императивно рекультивацию земель после завершения выработки недр.

При эксплуатации водозаборных и водохозяйственных сооружений недропользователями повсеместно допускаются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: не принимаются меры по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а при их наличии – пояса зон нередко не соответствуют предъявляемым требованиям.

В связи с нарушениями законодательства о недропользовании виновные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой, дисциплинарной, административной ответственности.

К мерам гражданско-правовой ответственности относится право уполномоченного органа (Роснедр, Минприроды области) ограничить, приостановить или досрочно прекратить право пользования участком недр; потребовать проведения рекультивации участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами. Следует отметить, что уполномоченными органами такая мера ответственности применяется на постоянной основе. Так, только Минприроды области за период 2013 – 3 квартала 2014 года досрочно прекращено право пользования более чем 100 участками недр.

К дисциплинарной ответственности за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, должностные лица, в основном, привлекаются по представлениям органов прокуратуры, внесенным в адрес руководителей соответствующего органа или организации.

Административная ответственность за правонарушения в области недропользования предусмотрена главами 7 и 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 7.3 «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов», 7.4 «Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых», 7.10 «Самовольная уступка права пользования недрами», 8.9 «Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов», 8.10 «Нарушение требований по рациональному использованию недр», 8.11 «Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр»).

Стоит отметить, что размер административного штрафа по наиболее часто применяемой ст. 7.3 КоАП РФ достигает 50 тысяч рублей в отношении должностных лиц и миллиона рублей в отношении юридических лиц.

К недропользователям, эксплуатирующим водозаборные и водохозяйственные сооружения с нарушениями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, применяется мера административного воздействия по ст. 6.3 КоАП РФ, влекущей ответственность вплоть до административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Учитывая изложенное, недропользователям предлагается неукоснительно соблюдать требования законодательства.

Управление по надзору

за соблюдением федерального законодательства

Архив материалов