План проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
Борьба с экстремизмом
План проверок деятельности органов местного самоуправления
Сводный план проверок 2012
Противодействие коррупции
Встречаемся у вечного огня
Геральдический знак
75 лет нашей профессии
Версия для печати

О порядке возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.

15.05.2015

22.10.2014 вступил в силу Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ, который отменяет часть 1.1. ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой уголовные дела по «налоговым» преступлениям возбуждались только по представлению налоговых органов.

Тем самым восстановлен общий порядок возбуждения уголовных дел по статьям 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающим уголовную ответственность за «налоговые» преступления (а именно за: уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица; уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации; неисполнение обязанностей налогового агента; сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов).

Итак, с 22 октября 2014 года к следственным органам вернулась возможность самостоятельно возбуждать "налоговые" дела, однако, порядок возбуждения таких дел, согласно внесенным изменениям, теперь имеет некоторые особенности (части 7-9 статьи 144 УПК РФ).

Так, при поступлении из органа дознания сообщения о преступлении, следователь должен в течение трех дней отправить в налоговый орган копию сообщения с приложением соответствующих документов и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.

Налоговые органы в свою очередь, в течение 15 дней должны рассмотреть направленные им материалы и направить следователю заключение о нарушении налогового законодательства и о правильности предварительного расчета сумм недоимки, или же об отсутствии сведений о нарушении, или же проинформировать следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится проверка.

Всего на решение о возбуждении дела следователю отводится 30 дней с момента сообщения о возможном преступлении.

Более того, закон закрепил за следователями возможность возбуждать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 УК РФ до получения из налогового органа заключения или информации, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 9 статьи 144 УПК РФ).

Федеральная налоговая служба РФ 16 февраля 2015 года издала приказ № ММВ-7-2/70 «Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ».

В Приказе ФНС РФ даются рекомендации налоговым органам по осуществлению взаимодействия со следственными органами при рассмотрении сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 УК РФ.

Срок рассмотрения вышестоящим налоговым органом при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198-199.1 УК РФ, не позднее 15 суток с момента их получения, исчисляется в календарных днях.

Вначале вышестоящий налоговый орган в течение 3 суток со дня поступления материалов от следователя проверяет наличие постановки на учет в нижестоящем налоговом органе налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), и, при положительных результатах такой проверки, направляет по Системе электронного документооборота копию поступивших от следователя материалов в налоговый орган.

Одновременно с этим вышестоящий налоговый орган проверяет наличие:

-факта того, что обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной повторной выездной налоговой проверки, проведенной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также наличие информации об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе проверяется факт направления ранее соответствующих материалов в следственные органы
-факта проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу.

Таким образом, налоговый орган в течение 7 суток со дня поступления материалов подготавливает заключение или информацию и направляет её в вышестоящий налоговый орган.

Если материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, ранее уже направлялись в следственные органы, то налоговый орган в тот же срок информирует об этом вышестоящий налоговый орган.

В итоге вышестоящий налоговый орган не позднее 15 суток с даты получения материалов от следователя на основе имеющейся информации и сведений, поступивших из налогового органа, должен:

- либо направить следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе, в случае, если материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, ранее направлялись в следственные органы. Документом, содержащим сведения о правильности (неправильности) предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам, а также сведения о размере пеней и штрафов (расчетом пеней и штрафов является решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, прилагаемое к названному заключению;

- либо информировать следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу;

- либо информировать следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, в том числе, если налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в нижестоящем налоговом органе.

 

Апелляционный отдел уголовно-судебного управления

Архив материалов